Ответы на вопросы на стр.188 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя1. Дискуссия. В чём заключался историзм Пушкина? В чём разница подходов А. С. Пушкина к Пугачёвскому восстанию в «Истории Пугачёвского бунта» и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Дискуссия. В чём заключался историзм Пушкина? В чём разница подходов А. С. Пушкина к Пугачёвскому восстанию в «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке»?
Историзм Александра Сергеевича Пушкина проявляется в его глубоком и объективном подходе к событиям прошлого. Он не только исследовал архивные документы, но и лично общался с современниками Пугачёвского восстания, изучал устные предания и посещал места, связанные с этим важным периодом российской истории. Пушкин стремился не просто пересказать факты, а понять корни восстания, мотивацию его участников и глубокие социальные причины, которые привели к таким масштабным событиям.
Историзм Пушкина:
1. Основание на документальных источниках. Пушкин использовал архивные материалы, свидетельства очевидцев и свои собственные наблюдения, что позволило ему создать достоверное описание событий. Его «История Пугачёвского бунта» основана на фактических данных и передаёт реальные события без значительного вымысла. Пушкин стремился к точности и объективности, что делает его работу важным историческим источником.
2. Анализ социальных причин. Пушкин рассматривает причины восстания не только с точки зрения политических событий, но и с социально-экономической перспективы. Он подчёркивает, что восстание было вызвано тяжелыми условиями жизни «чёрного народа», а не просто желанием власти со стороны Пугачёва. Пушкин указывает на произвол чиновников, жестокость администрации и отсутствие законов, что и привело к массовому недовольству среди казаков и крестьян.
3. Внимание к народному мировоззрению. Пушкин стремился понять, почему Пугачёва поддержали широкие слои народа. Он показывает, что Пугачёв, несмотря на свою грубость и необразованность, сумел завоевать доверие народа, поскольку люди видели в нём защитника своих интересов. Это проявляется и в том, как Пушкин даёт слово простым людям, в их рассказах и оценках восстания.
Различие подходов Пушкина в «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке»:
1. Фокус на восстании и его причинах в «Истории Пугачёвского бунта». В этом труде Пушкин уделяет основное внимание самому восстанию, его размаху и причинам. Здесь он исследует социальные и политические процессы, которые привели к бунту. Пугачёв представлен как историческая фигура, лидер мятежников, чьи действия анализируются через призму исторических фактов. В этом труде Пушкин сохраняет объективность, избегая идеализации или демонизации главных участников.
2. Художественное осмысление истории в «Капитанской дочке». В романе Пушкин переносит фокус с самого восстания на людей, оказавшихся в гуще событий. В отличие от «Истории Пугачёвского бунта», где важен сам масштаб движения, в «Капитанской дочке» Пугачёв предстаёт живым персонажем, наделённым человеческими качествами. Он одновременно жестокий мятежник и человек, способный на великодушие, как это проявляется в его отношении к Петру Гринёву. В романе также сильнее раскрыты моральные и нравственные дилеммы героев, их внутренний выбор в условиях исторических потрясений.
3. Различие в изображении Пугачёва. В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв показан скорее как лидер крестьянской войны, человек, поднявший бунт против государства. Его личные качества не столь важны, как его роль в восстании. В «Капитанской дочке» Пугачёв изображён более глубоко и многослойно — он не просто вождь мятежников, но и человек со своими слабостями, чувствами и внутренними конфликтами. Он становится символом той народной стихии, которая непредсказуема и опасна, но при этом обладает человеческими чертами.
4. Акцент на человеческих судьбах. В «Капитанской дочке» Пушкин показывает, как исторические события влияют на судьбы отдельных людей. Он сосредоточен на личных переживаниях героев, их выборе между верностью и предательством, между моральными принципами и личной выгодой. Гринёв, Швабрин, Марья Ивановна и другие герои вынуждены делать выбор в условиях гражданской войны, и их поступки оказываются не менее важными, чем действия самого Пугачёва.
5. Политическая и социальная наивность восставших в «Капитанской дочке». В романе Пушкин акцентирует внимание на политической наивности Пугачёва и его сторонников. Их мечта о свободе быстро превращается в разгулявшуюся стихию, где насилие и беззаконие становятся основными средствами достижения цели. Притча об орле и вороне, которую Пугачёв рассказывает Гринёву, подчеркивает, что бунт, как и свобода, может быстро обернуться гибелью.
Заключение:
Таким образом, в «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин стремится к объективному описанию событий, сосредотачиваясь на анализе восстания и его причин, тогда как в «Капитанской дочке» он художественно осмысляет человеческие судьбы, подчёркивая моральные и нравственные аспекты выбора, который делают герои в условиях исторического кризиса.
2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина, составьте её цитатный план и постарайтесь пересказать её содержание.
Цитатный план статьи об историческом труде А. С. Пушкина:
1. Интерес Пушкина к Пугачёвскому восстанию:
o «В 1824 году А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачёвского бунта. Он попросил брата выслать ему в Михайловское роман "Ложный Пётр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачёва"».
2. Начало работы над "Капитанской дочкой":
o «Спустя 8 лет Пушкин составил первый план романа "Капитанская дочка". Так началась работа над замечательным произведением».
3. Необходимость работы с архивами и личными свидетельствами:
o «В феврале 1833 года Пушкин понял, что ему необходимо познакомиться с неопубликованными архивными документами и побывать в местах, где вспыхнуло народное недовольство».
4. Разрешение на работу с архивами:
o «С просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива писатель обратился к военному министру графу А. И. Чернышёву».
5. Путешествие Пушкина по местам восстания:
o «В сентябре Пушкин побывал в местах Пугачёвского бунта — в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской войны».
6. Создание «Истории Пугачёвского бунта»:
o «В декабре 1834 года "История Пугачёвского бунта" вышла в свет, но встречена была холодно, тираж раскупался плохо».
7. Причины недовольства официальных кругов:
o «Министр народного просвещения С. С. Уваров "кричал" о ней "как о возмутительном сочинении"».
8. Образ Пугачёва в «Истории Пугачёвского бунта»:
o «Пушкинский Пугачёв умный, сметливый, но необразованный, непросвещённый мужик, вставший во главе людей, доведённых до крайности».
9. Отличие интересов народа и дворянства:
o «Пушкин пришёл к выводу, что весь "чёрный народ" был за Пугачёва, одно дворянство было против».
10. Историческая правда и выводы Пушкина:
o «Поэт увидел и причины бунта в произволе чиновников, утеснявших казаков, в жестоких действиях администрации, в отсутствии законов, в закрепощении народа».
11. Связь «Истории Пугачёвского бунта» с «Капитанской дочкой»:
o «Роман "Капитанская дочка" неразрывно связан с "Историей Пугачёвского бунта", хотя чаще всего эти произведения противопоставляют друг другу».
12. Проблема единства народа в творчестве Пушкина:
o «На основе общечеловеческих ценностей можно основать единство не только одного народа, но и всего человечества».
Пересказ содержания статьи:
А. С. Пушкин впервые заинтересовался событиями Пугачёвского восстания в 1824 году. Он изучал литературные произведения, посвящённые этому периоду, и через несколько лет задумал написать роман, связанный с этими событиями. В 1833 году, осознав необходимость глубокого изучения темы, Пушкин обратился к архивам и начал собирать материалы о восстании. Он также совершил поездку по местам, где происходили основные события, общался со старожилами и записывал их рассказы.
В результате этих исследований Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта», которая стала самостоятельным историческим трудом и важным источником для его романа «Капитанская дочка». Однако книга была встречена холодно, особенно со стороны официальных кругов. Министр народного просвещения Уваров называл её «возмутительным сочинением», так как в официальной историографии Пугачёв изображался злодеем, а у Пушкина он предстал умным и сметливым человеком, вставшим на защиту народа.
Пушкин в своём труде подчеркнул различие интересов народа и дворянства, что противоречило утверждениям о единстве России. Он показал, что Пугачёвский бунт был вызван жестокостью чиновников и отсутствием законов, что угнетало казаков и крестьян. «Капитанская дочка» развила эти идеи в художественной форме, акцентируя внимание на моральных выборах героев в условиях исторических событий.
Важнейшим выводом Пушкина стало осознание необходимости единства народа, основанного на общечеловеческих ценностях, что является одной из главных тем его творчества.
3.Сопоставьте главы из «Истории Пугачёвского бунта» с текстом «Капитанской дочки». Найдите разницу в отношении автора к Пугачёву и объясните её.
Сопоставление глав из «Истории Пугачёвского бунта» с текстом «Капитанской дочки» позволяет увидеть различия в изображении Пугачёва и подходе автора к восстанию. В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин стремится объективно и исторически точно передать события, а в «Капитанской дочке» он использует художественные приёмы, чтобы углубить психологические аспекты и раскрыть многослойность личности Пугачёва.
Сопоставление глав:
1. Факты и их изложение. В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв представлен как историческая фигура, лидер восстания, человек, поднявший народ на борьбу против правительства. В этом произведении Пушкин использует сухой, документальный стиль, основанный на фактах и свидетельствах, и не углубляется в личные характеристики Пугачёва. Его действия описываются как часть народного движения, Пугачёв становится символом восстания, но не раскрыт как личность.
В «Капитанской дочке» Пушкин использует художественные средства для изображения Пугачёва как живого человека, с его слабостями и сильными сторонами. Пугачёв здесь не только лидер восставших, но и человек, способный на великодушие и сочувствие, как в сцене, когда он спасает жизнь Гринёву и помогает Марье Ивановне.
2. Портрет Пугачёва. В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин описывает Пугачёва сдержанно, концентрируясь на его роли в восстании и поступках, избегая личной оценки. Он обращает внимание на его смекалку и хитрость, но не идеализирует и не демонизирует его, стараясь представить объективный образ.
В «Капитанской дочке» Пугачёв показан не только как мятежник, но и как харизматичный лидер, который способен привлекать к себе людей, в том числе героев романа. Он проявляет мягкость и человечность в отдельных ситуациях, например, когда спасает Гринёва. Пушкин добавляет Пугачёву больше эмоциональной глубины, показывая его внутренние переживания через символические сцены, такие как притча об орле и вороне, которая подчёркивает его понимание жизни и судьбы.
3. Отношение к восстанию. В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин в основном исследует причины и ход восстания с исторической точки зрения. Он обращает внимание на социальные проблемы и произвол власти, которые привели к восстанию, не занимая при этом чётко выраженной позиции в отношении справедливости или несправедливости бунта. В книге важно показать масштаб восстания и его влияние на страну.
В «Капитанской дочке» Пушкин более тонко передаёт отношение к восстанию через образы героев. Важной темой становится моральный выбор, который делают персонажи, оказавшись между правительственной армией и восставшими. Гринёв остаётся верен присяге, не признаёт Пугачёва «государем», что подчёркивает лояльность героя к правительству. Однако Пушкин также показывает, что восстание не является простой угрозой — оно имеет под собой реальные причины и отражает недовольство народа.
4. Различие в Пугачёве. В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв — это фигура, которая движется историческими событиями, в то время как в «Капитанской дочке» он становится носителем более сложных моральных и философских идей. В «Истории...» Пугачёв олицетворяет силу народного гнева, а в романе Пушкин подчёркивает, что этот гнев, хотя и имеет основания, может привести к хаосу и разрушению. Тем не менее, Пугачёв в «Капитанской дочке» показан как человек, который понимает последствия своих действий и способен на личные моральные поступки.
Разница в отношении автора к Пугачёву:
• В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин, как историк, сохраняет дистанцию, показывая Пугачёва как лидера бунта, человека, сыгравшего важную роль в движении народа. Это объективный взгляд на историческую личность.
• В «Капитанской дочке» Пушкин, как писатель, приближает Пугачёва к читателю, раскрывая его личность, добавляя ему человеческие черты. Здесь Пугачёв становится более сложным героем — не просто мятежником, а человеком, который одновременно символизирует разрушительную силу народного гнева и проявляет человеческое благородство.
Объяснение разницы:
Разница в отношении автора к Пугачёву объясняется различием жанров и целей произведений. «История Пугачёвского бунта» — это историческое исследование, в котором Пушкин стремится к объективности и точности. Его задача — описать восстание как историческое событие и рассмотреть его причины и последствия.
«Капитанская дочка» — это художественное произведение, где Пушкин через образы героев исследует вопросы морали, чести и человечности. Пугачёв в романе — не просто исторический персонаж, а символ народного восстания и одновременно человек с противоречивыми чертами, что позволяет Пушкину глубже раскрыть его внутренний мир и мотивы.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Капитанская дочка»
1. Вы прочитали и обсудили роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Сейчас прослушали главу «Вожатый» в исполнении Юрия Васильева. На чём сосредоточивает внимание актёр? Какие интонации, логические ударения помогают вам представить характер вожатого?
Юрий Васильев, исполняя главу «Вожатый» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», мастерски передаёт характер Пугачёва, делая акцент на его уверенности, смелости и находчивости. Актёр не пытается усилить драматизм метели громкими интонациями, напротив, его речь спокойна и размеренна, что подчёркивает хладнокровие Пугачёва в сложных условиях. Вожатый кажется абсолютно уверенным в себе, он точно знает, как выйти из сложной ситуации. Васильев делает логические акценты на ключевых фразах, таких как «...я стою на твёрдой полосе...» и «...ветер оттоле потянул...», чтобы показать не только уверенность Пугачёва, но и его умение рассуждать и убеждать окружающих.
Интонация в речи Васильева передаёт уважение и внимательность к деталям, что помогает раскрыть характер вожатого как человека, привыкшего контролировать ситуацию. Этот методичный и уверенный подход к произнесению реплик создаёт образ опытного, находчивого и хитрого проводника, который не боится непогоды и знает, как действовать в любой ситуации.
2. Какие новые впечатления о героях романа появились у вас после прослушивания актёрского чтения?
После прослушивания актёрского чтения романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина у меня появились новые впечатления о героях. Например, Савельич раскрылся как мудрый и рассудительный человек, а не просто добряк, заботящийся о Петруше. Я понял, что в его преданности заложена глубокая жизненная мудрость, а не только привязанность к барину.
Любовь Марьи и Гринева тоже заиграла новыми красками — их чувства через интонацию актёра стали ещё более трогательными и искренними. Я ощутил, насколько их любовь важна для них обоих, как она преодолевает жизненные трудности и становится настоящей опорой.
Актёрское чтение позволило мне увидеть в романе символизм, который был не столь очевиден при самостоятельном чтении. Например, сцена с Пугачёвым-вожатым и метелью обрела новые смыслы. В образе Пугачёва, как человека, ведущего Гринева через метель, скрыт символ мятежа, от которого Пугачёв уберег героя. Метель олицетворяет хаос и беспорядок, а Пугачёв — тот, кто умеет ориентироваться в этом мире, сохраняя уверенность и силу духа.
3. Изменилось ли у вас отношение к героям и их поступкам?
После прослушивания актёрского чтения романа «Капитанская дочка» моё отношение к героям и их поступкам действительно изменилось. Например, Савельич, которого я раньше воспринимал как преданного, но несколько простоватого слугу, теперь показался мне более мудрым и проницательным человеком. В его действиях и заботе о Петруше слышатся не только преданность, но и глубокое понимание опасностей окружающего мира.
Петр Гринёв также раскрылся для меня с новой стороны. Его смелость и верность своим принципам, особенно в отношениях с Марьей Ивановной, стали более ощутимыми. В актёрском исполнении я лучше почувствовал его внутреннюю борьбу и искренность чувств, что сделало его поступки более обоснованными и важными для сюжета.
Что касается Пугачёва, то он приобрёл новые черты — актёрская интерпретация позволила увидеть в нём не просто мятежника, но и человека, который глубоко понимает и принимает свой путь. Его взаимодействие с Гринёвым, особенно в роли вожатого, стало более многослойным: он выступает не только как опасный лидер, но и как человек, способный на благородные поступки, что заставляет пересмотреть отношение к его образу.
4. Как настраивает музыка на восприятие бурана, как передаёт особое, тревожное состояние героев?
Музыкальное сопровождение актёрского чтения главы «Вожатый» романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» усиливает атмосферу метели, создавая фон, который помогает глубже погрузиться в тревожное состояние героев. Повторяющиеся музыкальные темы вызывают ощущение нарастающего напряжения, словно сами герои увязли в бесконечном вихре снежного бурана. Отсутствие ярко выраженных музыкальных акцентов или доминантных мелодий передаёт ощущение неопределённости и тревоги, словно развязка ситуации не наступит скоро.
Музыка постепенно нарастает, её темп и интенсивность увеличиваются, повторяя динамику бурана, который начинается незаметно и постепенно набирает силу. Это отражает состояние Гринева, который сначала недооценивает опасность, но по мере развития событий осознаёт серьёзность ситуации. Музыкальное сопровождение помогает передать это внутреннее напряжение, словно герои и слушатели вместе попадают в вихрь метели и не могут найти выхода.
5. Как меняется темп чтения актёра, когда вожатый ведёт разговор с хозяином постоялого двора?
Темп чтения актёра ускоряется, когда вожатый ведёт разговор с хозяином постоялого двора в главе «Вожатый» романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В начале сцены вожатый говорит медленно и уверенно, показывая свою спокойную уверенность и выдержку, несмотря на бурю вокруг. Однако в разговоре на постоялом дворе его речь становится быстрее и напряжённее. Это отражает его внутреннее беспокойство — Пугачёв говорит о том, что действительно волнует его и от чего он старается отвести внимание.
Как мы понимаем из последующих событий, его тревога связана с восстанием 1772 года, которое было подавлено. Быстрота речи указывает на то, что эта тема для вожатого деликатна, и он не хочет, чтобы хозяин постоялого двора или другие окружающие начали подозревать его причастность к бунту. Такой переход в темпе подчёркивает скрытые эмоции Пугачёва и его осторожность в обсуждении прошлых событий.
6. Какое впечатление у вас возникает при чтении актёром первого и второго отрывков?
При чтении актёром диалога вожатого и хозяина постоялого двора в главе «Вожатый» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» эмоционально выделяются два ключевых отрывка.
Первый отрывок звучит легко, с игривыми нотками, благодаря использованию странных метафор. Пугачёв словно гордится тем, что его не поймали и не разоблачили в преступных замыслах. В этой беседе можно уловить нотки скрытой иронии — актёр передаёт ощущение того, что вожатый наслаждается своей «незримой» свободой. Слова хозяина постоялого двора, сказанные через хитрую поговорку, также звучат игриво, но одновременно раскрывают глубину народного недовольства государственным устройством. Хозяин, возможно, единомышленник Пугачёва, говорит об искажённой морали с использованием поговорки: «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте», намекая на лицемерие власти.
Во втором отрывке меняется тон. Пугачёв произносит слова с оттенком надежды и ожидания будущих перемен. Его слова: «...будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов» звучат как скрытое обещание, будто он предвидит перемены, которые он сам и собирается осуществить. Актёр подчёркивает эту мысль спокойной, но уверенной интонацией, создавая ощущение, что Пугачёв искренне верит в то, что будущее принесёт справедливость.
7. Как меняется настроение чтеца при чтении главы «Сирота»?
Настроение актёра, читающего главу «Сирота» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», постепенно меняется по мере развития событий. В начале мы чувствуем волнение, которое передаётся через ускоренную речь, отражая переживания Гринева и внутренние страдания Маши. Когда Швабрин угрожает донести на Машу, в голосе актёра проскальзывают сомнения и тревога — неясно, как сложится судьба героини и чем завершится этот конфликт.
По мере того как Пугачёв начинает понимать и принимать решение, интонации становятся более спокойными, но при этом тягучими и уверенными. Актёр подчёркивает момент помилования Маши через сильный, уверенный голос, передавая облегчение и радость Гринева. В этот момент напряжение спадает, и голос актёра звучит торжествующе, передавая ликование героя и долгожданное разрешение ситуации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением