Ответы на вопросы на стр.187-188 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какие размышления возникли у вас после чтения рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ? О каком периоде своей жизни...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какие размышления возникли у вас после чтения рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своём настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
После чтения рассказа Льва Толстого "После бала" у меня возникли размышления о том, как легко можно быть обманутым внешним благолепием и как сложно увидеть истинную сущность человека. Толстой в этом рассказе исследует проблему двойственности человеческой природы и показывает, что под маской благородства и доброты может скрываться жестокость и бессердечие.
Главные герои
Главными героями рассказа являются Иван Васильевич, Варенька и её отец — полковник. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича, который вспоминает события своей молодости.
Период жизни Ивана Васильевича
Иван Васильевич повествует о времени своей молодости, когда он был влюблён в Вареньку. Это был период, когда он был полон романтических ожиданий и идеалов, и его восприятие мира было окрашено чувствами влюблённости.
Описание Вареньки
Иван Васильевич описывает Вареньку с восхищением. Она представляется ему идеалом женской красоты и доброты. В его глазах она чиста, невинна и исполнена благородства. Варенька для Ивана Васильевича — воплощение мечты, и он видит в ней всё самое лучшее.
Обстановка бала и настроение Ивана Васильевича
Иван Васильевич рассказывает об обстановке бала с восторгом. Всё вокруг кажется ему волшебным и праздничным, он полон счастья и радости, его настроение возвышенное. Это настроение объясняется его влюблённостью и тем, что он видит мир сквозь призму своих чувств. На балу всё кажется ему идеальным, и он испытывает чувство восторга от общения с Варенькой и от всего, что его окружает.
Изображение отца Вареньки
Отец Вареньки, полковник, вначале тоже производит на Ивана Васильевича исключительно положительное впечатление. Он кажется ему добрым, благородным человеком, исполненным достоинства и тепла. Иван Васильевич восхищается полковником и испытывает к нему чувство глубокого уважения.
Изменение настроения Ивана Васильевича
Настроение Ивана Васильевича резко меняется, когда он становится свидетелем сцены наказания солдата. Он видит, как полковник, который на балу казался воплощением благородства, жестоко наказывает солдата за попытку побега. Эта сцена переворачивает представление Ивана Васильевича о полковнике и о том мире, который казался ему таким идеальным.
Полковник в сцене на площади
В сцене на площади полковник показан как жестокий и безжалостный человек. Он хладнокровно отдаёт приказы о наказании солдата и наблюдает за его исполнением с суровым лицом, не проявляя никакого сострадания. В этот момент раскрывается истинное лицо полковника — он оказывается не таким добрым и благородным, каким казался на балу.
Восприятие характеров и поступков героев
Характеры и поступки героев вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, Варенька и её отец на балу кажутся идеальными, но в реальной жизни их благополучие оказывается поверхностным. Полковник, который на первый взгляд был образцом достоинства, проявляет жестокость и бесчеловечность. Это заставляет задуматься о том, насколько важна способность человека к критическому мышлению и к глубокому пониманию человеческой природы, чтобы не поддаваться на внешние иллюзии.
Толстой через этот рассказ показывает, что истинные качества человека раскрываются в его поступках, а не в тех образах, которые он может создавать в обществе. Для Ивана Васильевича этот эпизод стал уроком, заставившим его пересмотреть свои взгляды на мир и на людей, и это изменило его представления о добре и зле.
2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает большую часть произведения?
Рассказ Льва Толстого назван "После бала" не случайно, несмотря на то, что описание самого бала занимает большую часть произведения. Название подчёркивает важность того, что происходит после бала, и акцентирует внимание на тех изменениях, которые происходят в душе главного героя после того, как он становится свидетелем жестокой сцены на улице.
Символика и смысл названия
Бал в рассказе символизирует внешний, иллюзорный мир, где всё кажется прекрасным и идеальным. Это мир красоты, элегантности, взаимной вежливости и приятных разговоров. Главный герой, Иван Васильевич, погружается в этот мир, чувствуя себя счастливым, влюблённым и вдохновлённым. Бал представляет собой некую "завесу", за которой скрывается реальность.
Однако настоящая жизнь, с её противоречиями и жестокостью, раскрывается перед Иваном Васильевичем именно после бала. Сцена наказания солдата, которую он видит после праздника, обнажает истинное лицо тех людей, которые на балу казались воплощением благородства и достоинства. Именно это событие изменяет мировоззрение героя, заставляет его переосмыслить свои представления о добре и зле, о людях и их поступках.
Важность событий после бала
Толстой намеренно акцентирует внимание на событиях после бала, потому что именно они имеют ключевое значение для развития сюжета и раскрытия основной идеи рассказа. Бал — это лишь предисловие, фон, на котором разворачивается главное действие. Он служит для контраста с тем, что происходит позже, когда иллюзии рассеиваются, и реальность становится видимой во всей её жестокости.
Рассказ "После бала" подчеркивает, что истинная сущность людей и общества раскрывается не в праздничных и торжественных моментах, а в будничных, порой жестоких и обыденных ситуациях. Толстой хочет показать, что именно в таких моментах, как наказание солдата, проявляется настоящая природа человека, и что понимание этой природы приходит не в момент восторга и наслаждения, а после, когда наступает время осмысления и переоценки увиденного.
Таким образом, название "После бала" отражает центральную идею рассказа: истинное понимание жизни и людей приходит после того, как исчезает внешняя оболочка иллюзий, и человек сталкивается с суровой реальностью. Именно это "после" и определяет смысл всего произведения.
3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала — его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки после бала можно объяснить как сочетанием его человеческих качеств, так и порядками, царившими в тогдашней армии.
Порядки в армии
В тот период российская армия была известна своей жестокостью и суровыми дисциплинарными мерами. Наказания, подобные тем, которые описаны в рассказе, были обычной практикой и рассматривались как необходимый способ поддержания порядка и дисциплины среди солдат. Полковник, отец Вареньки, как командир, был обязан строго соблюдать устав и поддерживать жёсткий порядок среди своих подчинённых. Для него выполнение этих обязанностей, вероятно, было неотъемлемой частью его военной службы. В армейской системе ценностей того времени суровость и бескомпромиссность считались нормой, и полковник, как представитель этой системы, следовал её правилам.
Человеческие качества
С другой стороны, его поведение также можно объяснить личными качествами. На балу он показан как человек обаятельный, вежливый и добрый, по крайней мере, на первый взгляд. Однако сцена после бала раскрывает другую сторону его личности — жестокость и бесчувственность, которая может проявляться в тех, кто привык следовать строгим военным порядкам и ставить их выше человеческих чувств и сострадания. Возможно, полковник внутренне разделяет свою жизнь на две сферы: одну — семейную, личную, где он мягкий и добрый, и другую — военную, где он вынужден быть строгим и даже жестоким.
Полковник может искренне считать, что действовал правильно, выполняя свой долг и поддерживая дисциплину, не задумываясь о моральных аспектах своих поступков. Это указывает на определённую раздвоенность его личности: он может быть любящим отцом и вежливым человеком в одном контексте и безжалостным командиром в другом.
Заключение
Таким образом, поведение отца Вареньки после бала можно объяснить как влиянием строгих порядков в тогдашней армии, так и его личными качествами. Военная дисциплина требовала от него суровости и бескомпромиссности, а его собственная натура позволяла ему спокойно выполнять жестокие приказы, разделяя свою жизнь на общественную и личную. Толстой через этот персонаж показывает, как нормы общества и армейской службы могут воздействовать на человека, подавляя его природные человеческие качества, такие как сострадание и милосердие.
4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Да, можно сказать, что рассказ Л. Н. Толстого "После бала" открывает нам одну из страниц исторического прошлого России. В частности, он освещает социальные и моральные аспекты жизни российского дворянства и военной службы в середине XIX века, а также отношения между высшими и низшими слоями общества.
Военная дисциплина и армейские порядки
Рассказ демонстрирует суровые реалии армейской жизни того времени, когда жестокие наказания солдат были частью повседневной практики в армии. Сцена, где полковник жестоко наказывает солдата, отражает не только конкретный случай, но и более широкую проблему безжалостной дисциплины, которая царила в российской армии того времени. Это показывает, как армейские порядки могут подавлять человеческие чувства и заменять их строгими и бесчеловечными правилами.
Дворянство и его двойственность
Рассказ также открывает перед нами жизнь дворянства, где внешняя благопристойность и благородство часто скрывают внутреннюю жестокость и бессердечие. Бал, который занимает значительную часть рассказа, показывает блестящий и привлекательный мир высшего общества, где всё кажется прекрасным и идеальным. Однако события, происходящие после бала, раскрывают двойственность этого мира, где за фасадом вежливости и изящества скрываются суровые и жестокие нравы.
Взаимоотношения между сословиями
Кроме того, рассказ затрагивает отношения между различными сословиями в России того времени. Полковник, представляющий высший слой общества, проявляет абсолютную власть над солдатом, который является представителем низших слоёв. Это подчёркивает огромную пропасть между дворянством и простым народом, где первые имеют полную власть над жизнью и судьбой последних.
Заключение
Таким образом, рассказ "После бала" открывает нам историческую страницу жизни России середины XIX века, когда суровые армейские порядки, социальные неравенства и скрытая жестокость высших слоёв общества были нормой. Толстой через эту историю показывает, как эти явления влияли на жизнь людей, формировали их мировоззрение и взаимоотношения, раскрывая тем самым один из важных аспектов исторического прошлого России.
5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Рассказ Льва Толстого «После бала» направлен против лицемерия и двойственности, которые были характерны для дворянского общества и военной системы России XIX века. Толстой критически осмысливает общественные порядки, при которых внешняя благопристойность и видимая добродетель скрывают под собой жестокость и бесчеловечность. В рассказе он показывает, как легко можно быть обманутым внешним обликом человека и как важно видеть его истинную сущность.
События рассказа иллюстрируют, как один и тот же человек, будучи добрым и приветливым в одной ситуации, может проявить жестокость и бессердечность в другой. Толстой особенно критически относится к суровым армейским порядкам, которые в его время считались нормой, но которые, как он показывает, разрушают моральные ценности и калечат души. Лицемерие и формализм общества, где внешняя форма часто важнее содержания, тоже подвергаются критике: Иван Васильевич, главный герой рассказа, изменяет своё мнение о полковнике, когда видит его истинное лицо, раскрывающееся вне рамок светского общества.
Толстой считает, что перемены в человеческих отношениях зависят прежде всего от внутреннего изменения самих людей. Перемены начинаются тогда, когда человек начинает видеть мир без романтических иллюзий, таким, какой он есть на самом деле. Иван Васильевич, пережив потрясение после увиденного, осознаёт, что его прежние идеалы и романтические представления были разрушены, и это меняет его отношение к людям и к миру. Толстой подчёркивает необходимость самовоспитания и личной ответственности, веря в то, что осознанное стремление к нравственному совершенствованию является ключом к изменению общества. Именно через внутренний выбор, готовность смотреть на мир без иллюзий и стремление к высоким нравственным принципам, человек может изменить своё отношение к другим и тем самым повлиять на общественные отношения.
6. Чего достигает Л. Н. Толстой композиционным приёмом контраста событий? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа.
Лев Николаевич Толстой в рассказе «После бала» использует композиционный приём контраста событий, чтобы ярко и убедительно показать двойственность человеческой натуры и окружающего мира. Этот приём позволяет писателю подчеркнуть резкую перемену восприятия главного героя и раскрыть скрытую жестокость, которая может существовать под внешней оболочкой благополучия и добродетели.
В начале рассказа Иван Васильевич описывает бал, на котором всё кажется ему волшебным и идеальным. Он находится в состоянии романтического восторга, любуясь Варенькой и её отцом, полковником. Полковник на балу предстает в облике доброго и благородного человека, который, по словам героя, «всё улыбался и шутил». Эта картина создает у читателя впечатление о мире, полном красоты и гармонии.
Однако, после бала, контрастно по отношению к светлой и праздничной атмосфере, Толстой описывает жуткую сцену наказания солдата, которая полностью переворачивает представление Ивана Васильевича о полковнике и о том мире, который казался ему столь идеальным. Полковник, который только что танцевал и улыбался, теперь предстает в роли жестокого и безжалостного командира, равнодушно наблюдающего за тем, как солдата избивают плетьми. Герой видит, как «тот же самый полковник, который был такой весёлый, весёлый, такой добрый и добрый, шутил, улыбался, теперь стоял с суровым, холодным, почти злым лицом». Это превращение, эта резкая перемена в образе полковника, становится для Ивана Васильевича шокирующим откровением, которое разрушает его иллюзии.
Толстой использует этот контраст, чтобы показать, как одна и та же личность может проявлять совершенно разные качества в зависимости от обстоятельств, и как легко можно обмануться внешним обликом. Бал и последующее наказание солдата — это два противоположных полюса, которые помогают автору подчеркнуть тему лицемерия и двуличности, присущих обществу. Этот контраст заставляет читателя задуматься о том, насколько глубоко укоренены социальные нормы и правила, и как они могут подавлять человеческие чувства и сострадание.
Таким образом, Толстой, используя контраст событий, добивается мощного эмоционального эффекта и подчёркивает ключевую идею рассказа: реальность часто скрыта под маской внешнего благополучия, и истинную сущность людей и мира можно понять только через призму столкновения с жёсткой и суровой правдой жизни.
7. К какому времени отнесено действие рассказа (последний день Маслени-цы и первый день Великого Поста — Чистый понедельник) и какой символический смысл оно приобретает?
Действие рассказа Льва Толстого «После бала» происходит в последний день Масленицы и в первый день Великого Поста — Чистый понедельник. Это время имеет глубокий символический смысл и играет важную роль в раскрытии темы рассказа.
Масленица — это праздник, символизирующий окончание зимы и предвещающий наступление весны. Это время радости, веселья, праздничных застолий и гуляний. В контексте рассказа бал, происходящий в последний день Масленицы, символизирует внешнее благополучие, радость и легкомыслие. На балу всё выглядит идеально: музыка, танцы, красивые наряды и весёлые лица создают атмосферу праздника и кажущейся гармонии. Для Ивана Васильевича это время романтических иллюзий, когда он видит мир в розовом свете, под влиянием своих чувств к Вареньке и восхищения её отцом.
Однако после бала наступает Чистый понедельник — первый день Великого Поста, который символизирует очищение, покаяние и начало духовного воздержания. В православной традиции Великий Пост — это время глубоких размышлений, отказа от мирских удовольствий и подготовки к Великому Празднику Пасхи. Этот день символизирует переход от внешней суеты и радости к внутреннему сосредоточению и самопознанию.
В рассказе Чистый понедельник становится моментом прозрения для Ивана Васильевича. Именно в этот день, когда заканчивается Масленица и начинается Великий Пост, он сталкивается с жестокой реальностью, которая полностью разрушает его иллюзии. Сцена наказания солдата обнажает перед ним суровую правду жизни и показывает ему истинное лицо полковника, который на балу казался ему добрым и благородным человеком. Это символическое противопоставление радостного, легкомысленного праздника и сурового, аскетичного начала Великого Поста подчёркивает контраст между иллюзиями и реальностью, между внешней оболочкой и внутренней сущностью.
Таким образом, время действия рассказа — переход от Масленицы к Великому Посту — приобретает символический смысл. Оно подчёркивает идею о том, что за внешней радостью и благополучием часто скрываются тёмные и жестокие стороны жизни, и что истинное понимание мира и людей приходит только через очищение, которое начинается с прозрения и осознания суровой реальности.
Опыт литературоведческого исследования
В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция — это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить».
Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя?
Толстой говорил Гольденвейзеру1: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадётся случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это всё надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
Подготовьте письменный ответ на эти вопросы в форме рассуждения.
Лев Николаевич Толстой был не только великим писателем, но и глубоко рефлексирующим творцом, постоянно размышлявшим о природе художественного творчества и своей ответственности перед читателями. Его высказывания о процессе создания произведений, интуиции и необходимости многократных переделок позволяют лучше понять его подход к литературе и особенности его творческой личности.
Когда Толстой говорит: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы», он подчёркивает интуитивную природу творчества. По мнению писателя, настоящий художник не просто анализирует и копирует действительность, а глубоко чувствует и интуитивно улавливает сущность характеров и событий, которые затем воплощает в своих произведениях. Этот процесс не всегда осознанный, он скорее сродни вдохновению, когда автор через своё внутреннее восприятие мира создаёт живые, многогранные образы, которые отражают глубинные истины человеческой природы и общества.
Однако Толстой также отмечает, что художник не должен ограничиваться простым копированием реальности: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Это высказывание свидетельствует о том, что для него важна не просто точность в воспроизведении внешних деталей или характеристик реальных людей, а способность художественно осмыслить и преобразовать действительность. Толстой считал, что писатель должен уметь проникать в суть вещей, создавать образы, которые, будучи основанными на реальных прообразах, становятся самостоятельными художественными типами. Таким образом, для Толстого творчество — это не механическое копирование жизни, а её глубокое переосмысление и выражение через призму авторской интуиции и мировоззрения.
В другом своём высказывании Толстой признаётся: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадётся случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это всё надо переделывать». Эти слова свидетельствуют о его перфекционизме и постоянном стремлении к совершенству. Толстой был невероятно требователен к себе как к писателю. Для него творчество было непрерывным процессом поиска лучшего, более точного и выразительного способа передать мысли и чувства. Он не мог удовлетвориться достигнутым, всегда стремился улучшить, углубить, сделать свои произведения ещё более сильными и значимыми.
Эти высказывания говорят о черте характера Толстого — его бесконечном стремлении к совершенству, неудовлетворённости уже достигнутым. Он был убеждён, что любое художественное произведение всегда можно сделать лучше, и поэтому никогда не прекращал процесс внутренней работы над своими текстами, даже после их публикации. Это стремление к идеалу и отражает его глубокую ответственность перед искусством и читателями. Толстой понимал, что литература имеет огромное влияние на умы и души людей, поэтому каждый текст должен быть максимально отточенным и полным смысла.
Таким образом, эти высказывания Толстого помогают нам понять его как художника, который ценил интуицию и вдохновение, но при этом относился к процессу создания произведений с большой серьёзностью и требовательностью к себе. Творчество для него было не просто актом выражения, а длительным и глубоким процессом, требующим постоянного совершенствования.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением