Упр.178 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Запишите словосочетания, меняя форму слов, данных в скобках. Определите падеж существительных (а также числительных и местоимений). Какая часть речи поможет вам в этом?
Вернулся из деревни, был на прогулке, работает у фермера, живёт в городе, сражаться в воздухе, бежит по опушке, шёл по улице, домик на взморье, наклонился к нему, бросился ко мне, прибавить к пяти, отнять от шести.
Чтобы в данных словосочетаниях определить падеж существительных, числительных и местоимений, к ним надо задать вопрос от того слова, с которым оно согласуется: от глаголов и существительного.
1. Сравните тексты:
1) с точки зрения темы и основной мысли;
а) С точки зрения темы тексты различаются: в первом тексте говорится о красоте свиристели, во втором – о том, что свиристели прилетают к нам зимовать.
Основная мысль и первого, и второго текста одинакова: авторы приходят к мысли, что свиристель – очень нарядная птица.
2) с точки зрения строения абзаца.
б) С точки зрения строения абзацев тексты одинаковы: есть зачин, развитие мысли, концовка.
1) У нас свиристель — одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца или дрозда, на голове широкий бурый хохол, зачёсанный назад, на крыльях ярко-красные пятна и жёлтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. Недаром её в народе называют «красава». (Н. Акулов)
2) Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Окраска у них палево-розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица! (Б. Павлов)
2. Одинаковы ли основные мысли в этих фрагментах текстов? В каких частях абзаца заключена основная мысль? В каком абзаце основная мысль выражается и в начале, и в конце? Что даёт такое повторение?
Основные мысли данных фрагментов текста одинаковы: свиристель – очень нарядная птица.
Основная мысль и в первом, и во втором тексте заключена в концовке.
В первом тексте основная мысль выражена и в начале (У нас свиристель – одна из самых красивых птиц.), и в конце (Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. Недаром её в народе называют «краса?ва».).
Повтор основной мысли в начале текста и в конце подчёркивает важность этой мысли, придаёт связность и упорядоченность тексту.
3. Во всех ли фрагментах основная мысль не только высказана, но и проведена?
Основная мысль высказана и проведена во всех трёх фрагментах первого текста. Во втором тексте основная мысль не выражена в зачине.
4. Объясните лексическое значение выделенных слов. Используйте для этого ресурсы Интернета.
Бурый – это серовато-коричневый цвет.
Хохол – это торчащий клок перьев на голове птицы.
Оторочка – это узкая полоска ткани, кожи или меха, нашитая по краю одежды или обуви.
Палево-розовая – это бледно-жёлтый цвет с розовым оттенком.
Оттенок – это разновидность какого-либо цвета, отличающаяся от основного большей или меньшей яркостью, интенсивностью.
1. Рассмотрите тексты-абзацы. Все ли части абзаца в них имеются? Какой вывод о строении абзаца позволяют сделать данные тексты?
1) Белый домишко глядел весело. Серый кот Пентюх сидел у порога, мурлыкал и мыл морду лапой — «намывал гостей». Чёрный скворец прыгал по жёрдочке у скворечни, пел песни, а бывало, и мяукал по-кошачьи — дразнил кота. (Б. Емельянов)
Зачин: Белый домишко глядел весело.
Развитие мысли: Серый кот Пентюх сидел у порога, мурлыкал и мыл морду лапой – «намывал гостей». Чёрный скворец прыгал по жёрдочке у скворечни, пел песни, а бывало, и мяукал по-кошачьи – дразнил кота. (Б. Емельянов)
2) Зоопарк просыпается рано. Грозный лев мурлычет, словно домашний кот. Величественно шествуют к яслям с ветками беловежские зубры и африканские антилопы. Присев на корточки, перебирает лапками нутрия. (П. Антошин)
Зачин: Зоопарк просыпается рано.
Развитие мысли: Грозный лев мурлычет, словно домашний кот. Величественно шествуют к яслям с ветками беловежские зубры и африканские антилопы. Присев на корточки, перебирает лапками нутрия. (П. Антошин)
В данных абзацах есть зачин и развитие мысли, а концовка отсутствует. Это позволяет сделать вывод о том, что в строении абзаца не всегда можно выделить все три части: зачин, развитие мысли и концовку.
2. Какой частью речи являются выделенные слова? В чём их грамматическая особенность?
Выделенные слова «весело, рано, величественно» являются наречиями, так как они отвечают на вопросы «как? когда?» и имеют общее грамматическое значение признака.
Грамматическая особенность слов «весело, рано, величественно» в том, что они не изменяются.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Составьте связный рассказ, ответив на вопросы: 1) Что представляет собой устная речь? 2) В каком разделе языкознания изучаются звуки речи? 3) Какую роль играет звук в слове? Ответы запишите и прочитайте вслух. Приведите примеры.
Устная речь – это поток звуков, который мы произносим. Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой. Звук в слове играет очень важную смыслоразличительную роль: банка [н] – банька [н'], лук [л] – люк [л'], ел [л]– ель [л'], том [о]- там [а].
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением