Упр.154 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Как вы понимаете суждение о том, что «окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении»? Докажите справедливость этого суждения на материале упр. 128, 129.
Суждение о том, что «окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении», верно.
Например, в словосочетании «красное солнышко» прилагательное и существительное употреблены в форме единственного числа, именительного или винительного падежа. Если поставить существительное в форму творительного падежа, единственного падежа, а форму прилагательного оставить без изменения, то связь между словами утратится: красное, солнышком. Это уже будет не словосочетание, а два отдельных слова. Чтобы восстановить связь между словами, нужно поставить прилагательное в форму творительного падежа, единственного числа. При этом изменится окончание прилагательного: красным солнышком. Значит, окончание служит для связи слов в словосочетании.
В упражнении 131 (122) даны слова. Чтобы из них построить предложения, нужно слова согласовать друг с другом, изменив окончания:
Над, повиснуть, крашеный, река, коромысло. – Над рекой повисло крашеное коромысло.
Таким образом, окончание служит для связи слов в предложении.
Запишите словосочетания, меняя форму слов, данных в скобках. Определите падеж существительных (а также числительных и местоимений). Какая часть речи поможет вам в этом?
Вернулся из деревни, был на прогулке, работает у фермера, живёт в городе, сражаться в воздухе, бежит по опушке, шёл по улице, домик на взморье, наклонился к нему, бросился ко мне, прибавить к пяти, отнять от шести.
Чтобы в данных словосочетаниях определить падеж существительных, числительных и местоимений, к ним надо задать вопрос от того слова, с которым оно согласуется: от глаголов и существительного.
1. Выразительно прочитайте текст. О каком времени года в нём говорится? Озаглавьте текст.
В тексте говорится о зиме.
Заголовок – «Зимняя ночь в лесу».
Наступила ночь.
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается серебряный иней. В тёмном небе видимо-невидимо ярких зимних звёзд...
Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка: это под деревьями пробежал заяц. Вот где-то закричал филин и завыли волки.
2. Проверьте, сможете ли вы ыайти в тексте все имена существительные (их семнадцать), прилагательные (их восемь), глаголы (их десять), наречия (их два). К какой группе относятся указанные части речи?
Имена существительные: ночь, стволам, сучьям, деревьев, мороз, хлопьями, иней, небе, звёзд, ночи, жизнь, лесу, ветка, деревьями, заяц, филин, волки (17).
Имена прилагательные: серебряный, тёмном, ярких, зимних, морозные, зимние, скрытая, мёрзлая (8).
Глаголы: наступила, постукивает, осыпается, продолжается, хрустнула, сломалась, пробежал, закричал, завыли (9).
Наречия: видимо-невидимо, где-то (2).
Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и наречия – это самостоятельные части речи.
3. Подумайте, почему текст без выделенных слов невозможен или будет хуже. Можно ли поставить вопрос к каждому из этих слов? Знаете ли вы, к каким частям речи они относятся?
Без выделенных слов текст невозможен или будет хуже, потому что это предлоги, союзы и частицы. К ним нельзя поставить вопрос, но они выполняют важную функцию в предложении. Предлоги связывают слова в словосочетании и предложении. Союзы связывают однородные члены и части сложного предложения. Частицы в тексте передают эмоциональные и смысловые оттенки.
Предлоги, союзы и частицы – это служебные части речи.
Используя следующие пары слов и союзы и, а, но, да, или. составьте и запишите предложения с однородными членами. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Весело, дружно; дождливый, (не) на(с, ет)ный; солнце, месяц; объединяться, сражаться; ги(п, пп)опотам, гори(л, лл)а.
Весело и дружно работали мы на пришкольном участке.
Наступил дождливый да ненастный октябрь.
В небе светился уже месяц, а не солнце.
Против врага надо не просто объединяться, но и отважно сражаться.
Я хочу увидеть в зоопарке гиппопотама или хотя бы гориллу.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением