Упр.142 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 142 1 Прочитайте отрывок из повести «Собачье сердце». К какомутипу текста он относится? Охарактеризуйте монолог Филиппа Филипповича: его признаки и тип...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
142 1 Прочитайте отрывок из повести «Собачье сердце». К какому
типу текста он относится? Охарактеризуйте монолог Филиппа Филипповича: его признаки и тип (монолог-рассуждение, повествование или описание). Какова основная мысль монолога?
Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я человек фактов, человек наблюдения. Я враг необоснованных2 гипотез.
И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь творю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод. И вот вам факт: вешалка и калош-ная стойка в нашем доме.
«Ерунда — калоши. Не в калошах счастье, подумал пёс, но личность выдающаяся3».
Не угодно ли — калошная стойка. С 1903 тда я живу в этом доме. И вот, в течение этот времени до марта 1917 года не было ни одного случая — подчёркиваю красным карандашом: ни одного чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. В марте семнадцатого года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих. И с тех пор калошная стойка прекратила своё существование. Почему калоши нужно до сих пор ещё запирать под замок? И ещё приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил?1 Почему убрали ковёр с парадной лестницы? <:...> Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение двадцати лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц? Доктор Борменталь, статистика ужасная вещь. Вам, знакомому с моей последней работой, это известно лучше, чем кому бы то ни было другому.
Разруха, Филипп Филиппович.
Нет, совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это мираж, дым, фикция. Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали но скатерти. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной1 картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. — Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!* я смеюсь. Клянусь3 вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, разруха исчезнет сама собой. (М. Булгаков)
Тип текста: Отрывок относится к прозе, в частности к монологу.
Характеристика монолога Филиппа Филипповича:
• Признаки: Это монолог-рассуждение. Он основан на логических выводах и фактическом анализе, который Филипп Филиппович приводит, чтобы объяснить свои мысли о «разрухе». В нём используются факты, наблюдения и риторические вопросы, что подчеркивает его научный подход.
• Основная мысль: Основная мысль монолога заключается в том, что разруха — это не физическое состояние (разрушенные здания, отсутствующие калоши), а отражение внутренних проблем и неразберихи в сознании людей. Филипп Филиппович подчеркивает, что если люди начнут действовать рационально и отвечать за свои поступки, разруха исчезнет.
Необоснованных.
1) И ещё приставлять к ним солдата, 2) чтобы кто-либо их не стащил?
По цели высказывания предложение вопросительное, по интонации — невосклицательное.
Первая грамматическая основа — приставлять; приставлять — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме инфинитива.
Вторая грамматическая основа — кто-либо не стащил; кто-либо — подлежащее, выражено неопределённым местоимением в И. п.; не стащил — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., ед. ч.
В предложении две грамматические основы. Значит, предложение сложное, состоит из двух частей: главной (часть 1) и придаточной (часть 2), значит, предложение сложноподчинённое. Между частями перед союзом чтобы ставится запятая. Между частями отношения подчинительные: придаточное цели.
Части сложного предложения связаны подчинительным союзом чтобы.
Первая часть, главная: И ещё приставлять к ним солдата — предложение простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, полное, неосложнённое.
Вторая часть, придаточная: чтобы кто-либо их не стащил? — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.
2. Найдите и выпишите сложное предложение с придаточной присоединительной частью. Выполните его синтаксический разбор.
1) Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, 2) отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти.
По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации — невосклицательное.
Первая грамматическая основа — Филипп Филиппович растопырил; Филипп Филиппович — подлежащее, выражено именем собственным в форме ед. ч., И. п.; растопырил — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., ед. ч., м. р.
Вторая грамматическая основа — две тени заёрзали; две тени — подлежащее, выражено словосочетанием в И. п.; заёрзали — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прош. вр., изъяв. накл., сов. в., мн. ч.
В предложении две грамматические основы. Значит, предложение сложное, состоит из двух частей: главной (часть 1) и придаточной (часть 2), значит, предложение сложноподчинённое. Между частями перед союзом отчего ставится запятая. Между частями отношения подчинительные: придаточное присоединительное.
Части сложного предложения связаны подчинительным союзом отчего.
Схема:
[— =], (отчего — =).
Первая часть, главная — Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы — предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Вторая часть, придаточная — отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено причастным оборотом.
3. Укажите вводные слова и конструкции в тексте. Объясните постановку знаков препинания при них. Какова, по вашему мнению, стилистическая функция вводных слов и конструкций в тексте?
Вводные слова и конструкции в тексте: и вот, дай бог памяти, извините за выражение, следовательно, значит.
Вводные слова и конструкции выделяются запятой, если стоят в начале или в конце предложения, и запятыми с обеих сторон, если стоят в середине предложения.
Стилистическая функция вводных слов и конструкций в тексте — оформление мыслей, порядок мыслей при доказательстве, рассуждении.
Вводные слова и конструкции используются для выражения отношения автора к высказанному, а также для связи между частями текста. В данном контексте они помогают сделать текст более живым и эмоциональным, подчёркивают интонацию речи и упрощают восприятие логики рассуждения.
4. Являются ли контекстуальными синонимами слова мираж, дым, фикция? Обоснуйте свою точку зрения.
Мираж, дым, фикция: Эти слова могут рассматриваться как контекстуальные синонимы, так как все они обозначают нечто нереальное, иллюзорное.
• Мираж — часто используется в контексте обмана чувств, когда что-то кажется реальным, но на самом деле этого нет.
• Дым — символизирует нечто расплывчатое и неясное, как будто уходит в воздух.
• Фикция — указывает на вымышленное, нереальное, но с акцентом на сознательную природу этого обмана.
Хотя слова имеют схожие значения, у них есть нюансы: мираж чаще всего связан с визуальным восприятием, дым — с неопределённостью, а фикция — с литературной или искусственной природой.
5. Как вы понимаете лексическое значение слова разруха? Что под разрухой подразумевает Филипп Филиппович? Какие аргументы он приводит?
Лексическое значение: Слово разруха обозначает состояние разрушения, упадка, беспорядка.
Филипп Филиппович использует это слово, чтобы описать не только физическую разруху, но и моральный, интеллектуальный упадок. Он утверждает, что разруха — это не что иное, как результат мышления людей.
Аргументы:
• Он говорит, что разруха начинается в головах людей. Если люди будут действовать разумно, заниматься своими делами и не оставлять мусор, то физическая разруха исчезнет сама собой.
• Приводя примеры из своей жизни и наблюдений, Филипп Филиппович показывает, что даже такие простые вещи, как уход за уборной или выполнение обязанностей, влияют на общее состояние общества.
6. Охарактеризуйте сложные предложения в тексте: укажите их вид, количество грамматических основ, составьте горизонтальные и вертикальные схемы.
Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод.
(Сложноподчинённое с придаточным условия и придаточным определительным, три грамматические основы)
И вот вам факт: вешалка и калошная стойка в нашем доме.
(Сложносочинённое, две грамматические основы)
И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая — подчёркиваю красным карандашом: ни одного — чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош.
(Сложноподчинённое с придаточным определительным, две грамматические основы)
И ещё приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил?
(Сложноподчинённое с придаточным цели, две грамматические основы)
Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение двадцати лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?
(Сложноподчинённое с придаточным определительным, две грамматические основы)
Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти.
(Сложноподчинённое с придаточным присоединительным, две грамматические основы)
Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы?
(Сложноподчинённое с придаточным определительным, две грамматические основы)
Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.
(Сложное с разными видами связи, бессоюзной и подчинительной, придаточное условия и придаточное причины, три грамматические основы)
Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха.
(Сложноподчинённое с придаточным условия, три грамматические основы)
Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — я смеюсь.
(Сложноподчинённое с придаточным времени, две грамматические основы)
Клянусь вам, мне смешно!
(Сложное бессоюзное, две грамматические основы)
Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!
(Сложноподчинённое с придаточным изъяснительным, две грамматические основы)
И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой.
(Сложноподчинённое с придаточным условия, две грамматические основы)
7. Назовите грамматические основы в выделенных предложениях. Какой стилистический приём в них использован?
Я человек фактов, человек наблюдения.
Грамматическая основа: Я (подлежащее) — человек (сказуемое).
Я враг необоснованных гипотез.
Грамматическая основа: Я (подлежащее) — враг (сказуемое).
Стилистический приём
В этих предложениях использован параллелизм. Параллелизм заключается в повторении одинаковых синтаксических конструкций или элементов, что помогает создать ритм и подчеркивает значимость каждого компонента.
В первом предложении параллелизм выражается в однородных членах предложения, а во втором — в структуре "Я + сущ." Это придаёт тексту выразительность и акцентирует внимание на идентичности и убеждениях Филиппа Филипповича.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением