Упр.14 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.
Вы, конечно, не раз слышали и произносили слова язык и речь, но вряд ли задумывались над тем, чем различаются обозначаемые ими понятия. Попробуем разобраться.
Можно представить себе язык в образе огромной «кладовой». В ней множество полок и ячеек, где в строгом порядке хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной полке по разным ячейкам разложены значимые части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания. На другой — готовые слова: отдельно имена существительные, отдельно имена прилагательные, глаголы, местоимения; на третьей — образцы (модели) словосочетаний, ещё выше — модели предложений и т. п.
Чтобы выразить какую-либо мысль, мы можем обратиться к полке со словами и из нескольких слов построить предложение. А потом одно из слов, показавшееся недостаточно точным, заменить другим, с той же полки; в следующем слове заменить суффикс, взяв его с первой полки, — мысль окажется выраженной более чётко.
Для устной речи в этой «кладовой» есть отделение звуков, где хранятся гласные и согласные. Взяв нужные звуки и выстраивая их один за другим, мы получаем звучащее слово.
В нашей «кладовой» хранятся в строгой системе все средства языка (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические), употребление которых подчиняется определённым законам.
А что же такое речь? Речь — это использование людьми запасов «кладовой», то есть речь — это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
В школе вы будете, во-первых, изучать я з ы к как систему, то есть знакомиться с его устройством, основными единицами и законами их функционирования, и, во-вторых, развивать свою речь, чтобы умело пользоваться неисчерпаемыми богатствами «кладовой» в общении.
Основная мысль текста: речь – это использование людьми запасов «кладовой» во время общения друг с другом, то есть речь – это язык в действии, язык «в работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
Назовите три условия, которые необходимы для того, чтобы состоялось речевое общение (см. упр. 10). А теперь рассмотрите ситуации и охарактеризуйте условия общения в каждом случае.
1) Вы с товарищами пришли на занятие спортивной секции. С кем вы будете разговаривать? Какова цель, причина общения? О чём и как вы будете говорить с тренером?
На занятии спортивной секции я буду разговаривать с тренером. Цель общения – составление индивидуальной программы тренировок для восстановления спортивной формы после болезни. Говорить с тренером я буду о возникших у меня затруднениях. Говорить буду уважительно.
2) Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слушать. Разговор не получился. Какое важное для общения условие отсутствовало?
В этой ситуации не было соблюдено первое условие: говорящий был, а слушающего не оказалось.
3) Вместе с соседом-французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему?
Общения не произошло, потому что не собеседники владели разными языками. Не соблюдено третье условие общения.
1. Выразительно прочитайте отрывок из сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо». В какой его части использована монологическая речь, а в какой — диалогическая?
— Здорово, добрые молодцы.
— Здравствуй, дедушка!
— Куда это вы путь держите?
— Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!
— Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
— А где же их достать, дедушка?
— А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, всё прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе пещера глубокая. Вход в неё большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдёте там мечи булатные.
2. Какие особенности в оформлении диалогической речи вы заметили?
Отрывок из сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» можно разделить на две части: диалогическую и монологическую.
Сначала идёт диалогическая часть.
Монологическая часть представлена в последнем абзаце и начинается словами:
–А я вас научу.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением