Ответы на вопросы на стр.138 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение Е. А. Баратынский* * *(Отрывок)Весна, весна! Как воздух чист!Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна, весна! Как высокоНа крыльях...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Е. А. Баратынский
* * *
(Отрывок)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она — ручей
И с птичкой — птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!
Ветхий — разрушающийся от времени.
Здравный гимн — хвалебная песня.
1. Какие картины весенней природы вы представляете, когда читаете это стихотворение? Расскажите.
Читая стихотворение Евгения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», я представляю живые и яркие картины пробуждающейся весенней природы.
Картины весны:
1. Чистый воздух и ясное небо: Я вижу безоблачный небосклон, который своей лазурью слепит глаза. Небо кажется бесконечно высоким и прозрачным, а лёгкий ветерок несёт свежесть и радость весны.
2. Облака и солнечные лучи: Вижу, как лёгкие облака парят высоко в небе, ласкаясь к солнечным лучам. Они медленно плывут по небу, создавая ощущение покоя и света.
3. Шум и блеск ручьев: Представляю, как весенние ручьи шумно бегут, сверкая на солнце. Вода, освобождённая от льда, радостно журчит, наполняя природу звуками весеннего оживления.
4. Река с тающим льдом: Река несёт на своих волнах куски льда, символизируя окончательное прощание с зимой. Эта картина выражает мощь природы, её способность к обновлению и торжеству.
5. Лес с прошлогодними листьями: Вижу, как в лесу под ногами шуршат и благоухают старые листья, напоминая, что природа вот-вот обновится. Лес пока ещё обнажён, но в нём уже ощущается дыхание весны.
6. Пение жаворонка: Представляю незримого жаворонка, взлетевшего в яркую вышину. Его песня, как гимн весне, звучит радостно и звонко, поднимая настроение и вселяя надежду.
Эмоциональная связь с природой:
Стихотворение вызывает чувство слияния с природой. Душа лирического героя, словно ручей, журчит вместе с весенними потоками, а вместе с птичкой летает в небе. Эта картина передаёт ощущение единства человека с весной, её обновлением и радостью.
Таким образом, стихотворение наполняет мысленный пейзаж светом, звуками и движением, даря ощущение пробуждения, свежести и гармонии с природой.
2. Какие слова наиболее ярко передают впечатление от весенней природы? Прочитайте.
В стихотворении Евгения Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.." наиболее ярко передают впечатление от весенней природы следующие слова и образы:
1. "Как воздух чист!" – подчёркивает свежесть и прозрачность весеннего воздуха.
2. "Лазурию живой" – образ яркого и чистого неба, символизирующего обновление и пробуждение природы.
3. "Шумят ручьи! Блестят ручьи!" – ожившие весенние ручьи, создающие динамичное звуковое и зрительное восприятие весны.
4. "На торжествующем хребте / Поднятый ею лёд!" – мощный образ реки, символизирующей освобождение и движение.
5. "Незримый жаворонок поёт / Заздравный гимн весне." – песнь жаворонка, восхваляющая приход весны, передаёт радость и ликование.
6. "С ручьём она ручей / И с птичкой птичка!" – гармония души с природой, единение с её ритмами.
Эти образы и эпитеты ярко передают весеннюю свежесть, движение и радость пробуждения природы.
3. Какие звуки весны переданы в стихотворении? Объясните.
В стихотворении Евгения Баратынского переданы следующие звуки весны:
1. "Шумят ручьи! Блестят ручьи!" – звук текущей воды, который символизирует пробуждение природы. Шум ручьёв – один из самых характерных весенних звуков, передающий оживление и движение воды после зимней спячки.
2. "Взревев, река несёт / На торжествующем хребте / Поднятый ею лёд!" – звук ревущей реки, разбивающей и уносящей ледяные глыбы. Этот мощный звук усиливает ощущение силы и динамики весны.
3. "Незримый жаворонок поёт / Заздравный гимн весне." – звук песни жаворонка, традиционно ассоциирующегося с весной. Его пение символизирует радость и обновление.
4. "И шумен и душист" – шорох ветхих листьев под ногами, который сохраняется с осени. Этот звук напоминает о прошлом сезоне, но также подчёркивает переход к весне.
Все эти звуки создают многогранную картину весенней природы, где присутствуют и мягкие, мелодичные, и мощные, динамичные элементы.
4. С какой целью автор использует приём повтора? Обоснуйте своё мнение.
Евгений Баратынский использует приём повтора в стихотворении с несколькими целями:
1. Эмоциональное усиление: Повторение слов "Весна, весна!" и восклицательных предложений ("Как воздух чист!", "Шумят ручьи!") подчёркивает восторг и радость автора от прихода весны. Этот приём усиливает эмоциональную насыщенность текста и передаёт чувства лирического героя.
2. Создание ритма и музыкальности: Повтор вносит в стихотворение особый ритм и мелодичность, что помогает читателю ощутить гармонию и плавность природы весной. Это делает стихотворение более лёгким и приятным для восприятия.
3. Фокусировка на ключевых образах: Повторение акцентирует внимание на главных образах весны – чистом воздухе, пробуждении природы, пении птиц. Это помогает подчеркнуть важность этих элементов для создания общей картины весны.
4. Символика обновления и цикличности: Само повторение образов весны отражает её цикличность и постоянное возвращение. Это подчёркивает идею возрождения природы, её обновления и вечного движения.
Таким образом, повтор служит для усиления эмоционального воздействия, создания музыкальности, акцентирования внимания на ключевых образах и символизации цикличности природы.
5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения: выберите интонацию и темп, отметьте логические ударения (главные слова), паузы.
Для выразительного чтения стихотворения Евгения Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.." важно выбрать соответствующую интонацию, темп и выделить логические ударения и паузы. Вот рекомендации:
1. Интонация и темп:
• Интонация: В начале стихотворения интонация восторженная, радостная, восхищённая. К середине – более спокойная, созерцательная, ближе к концу – возвышенная, лирическая.
• Темп: Начало – умеренный, ближе к быстрому, чтобы передать динамику весны. В середине – замедленный, когда герой задумывается о природе и своей душе. В конце – вновь умеренный, с лёгкой торжественностью.
2. Логические ударения и паузы:
Первые строки:
Весна, весна! (пауза) Как воздух чист!..
(Ударение на "весна" и "чист" – подчёркиваем свежесть и восторг.)
Весна, весна! (пауза)
Как ясен небосклон! (пауза)
(Ударение на "ясен" и "небосклон" – акцент на чистоте и ясности.)
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (пауза)
(Ударение на "лазурию" и "очи" – подчёркиваем яркость и силу света.)
Средняя часть:
Весна, весна! (пауза)
Как высоко (пауза)
На крыльях ветерка, (пауза)
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! (пауза)
(Ударение на "высоко", "ветерка", "лучам" и "облака" – создаём образ лёгкости и полёта.)
Шумят ручьи! (пауза)
Блестят ручьи! (пауза)
(Ударение на "Шумят" и "Блестят" – передаём динамику и блеск воды.)
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд! (пауза)
(Ударение на "река", "торжествующем" и "лёд" – передаём силу реки и драматизм момента.)
Концовка:
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне. (пауза)
(Ударение на "взвился", "вышине", "жаворонок", "гимн" и "весне" – подчёркиваем возвышенность момента.)
Что с нею, что с моей душой? (пауза)
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! (пауза)
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
(Ударение на "душой", "ручьём", "птичка", "журчит", "летает" – передаём единение души с природой.)
Заключение:
Чтение стихотворения должно передать живость и динамику весны, ощущение обновления и гармонии с природой.
Прочитайте стихотворение Е. А. Баратынского «Где сладкий шёпот...».
Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет;
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.
Стихотворение Евгения Баратынского «Где сладкий шепот» передаёт глубокое размышление о смене времён года и внутреннем состоянии лирического героя. Вот ключевые моменты анализа:
1. Тема и настроение
Основная тема стихотворения – противопоставление внешнего мира зимней природы внутреннему миру человека. Автор акцентирует внимание на переходе природы к зиме, её застывшему и суровому состоянию, а также на личных переживаниях, связанных с этим.
2. Смена природы
Первая часть стихотворения описывает исчезновение летних радостей: «сладкий шепот» лесов, «ропот» потоков, «цветы лугов». Природа застыла под «ковром зимы», ручей «немеет», а в небе царствует «седая мгла». Это создаёт ощущение холода, пустоты и неизбежности зимнего состояния.
3. Противопоставление внутреннего и внешнего
Во второй части стихотворения лирический герой противопоставляет суровость внешнего мира уюту и теплу дома. Метели и холод за окном контрастируют с «трещащим» огнём в печи, который создаёт уют и согревает душу. Это подчёркивает способность человека находить радость и утешение внутри себя, несмотря на суровость внешних обстоятельств.
4. Благодарность провидению
В третьей части герой выражает благодарность судьбе за возможность забыться и найти утешение в любви. Любовь, как внутренний огонь, согревает душу даже под «мятежной метелью бед», помогая забыть «крутое горе» и зимнюю унылость природы.
5. Основные образы и символы
• Зима – символ застоя, холода, тоски и смерти.
• Огонь – символ жизни, тепла, уюта и внутреннего покоя.
• Любовь – как средство преодоления трудностей и внутреннего согревания.
6. Философские размышления
Стихотворение содержит размышления о быстротечности жизненных бед и забот. Оно показывает, как внутренние силы, любовь и мечтания способны противостоять внешней суровости и приносить душевное успокоение.
7. Структура и композиция
Стихотворение состоит из трёх частей:
• Первая часть – описание зимней природы, её суровости и застывшего состояния.
• Вторая часть – уют домашнего очага и отстранение от метелей за окном.
• Третья часть – благодарность за утешение, которое приносит любовь.
8. Звуковая и ритмическая организация
Стихотворение построено на чётком ритме, с использованием аллитераций и ассонансов, что помогает передать атмосферу зимней природы и контрастный уют дома.
Заключение
«Где сладкий шепот» – это размышление о цикличности природы и внутренней стойкости человека. Баратынский показывает, что, несмотря на холод и мрак внешнего мира, человек способен находить тепло и утешение в себе и близких людях.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением