Ответы на вопросы на стр.138 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Е. А. Баратынский
* * *
(Отрывок)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она — ручей
И с птичкой — птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!
Ветхий — разрушающийся от времени.
Здравный гимн — хвалебная песня.
1. Какие картины весенней природы вы представляете, когда читаете это стихотворение? Расскажите.
Читая стихотворение Евгения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», я представляю живые и яркие картины пробуждающейся весенней природы.
Картины весны:
1. Чистый воздух и ясное небо: Я вижу безоблачный небосклон, который своей лазурью слепит глаза. Небо кажется бесконечно высоким и прозрачным, а лёгкий ветерок несёт свежесть и радость весны.
2. Облака и солнечные лучи: Вижу, как лёгкие облака парят высоко в небе, ласкаясь к солнечным лучам. Они медленно плывут по небу, создавая ощущение покоя и света.
3. Шум и блеск ручьев: Представляю, как весенние ручьи шумно бегут, сверкая на солнце. Вода, освобождённая от льда, радостно журчит, наполняя природу звуками весеннего оживления.
4. Река с тающим льдом: Река несёт на своих волнах куски льда, символизируя окончательное прощание с зимой. Эта картина выражает мощь природы, её способность к обновлению и торжеству.
5. Лес с прошлогодними листьями: Вижу, как в лесу под ногами шуршат и благоухают старые листья, напоминая, что природа вот-вот обновится. Лес пока ещё обнажён, но в нём уже ощущается дыхание весны.
6. Пение жаворонка: Представляю незримого жаворонка, взлетевшего в яркую вышину. Его песня, как гимн весне, звучит радостно и звонко, поднимая настроение и вселяя надежду.
Эмоциональная связь с природой:
Стихотворение вызывает чувство слияния с природой. Душа лирического героя, словно ручей, журчит вместе с весенними потоками, а вместе с птичкой летает в небе. Эта картина передаёт ощущение единства человека с весной, её обновлением и радостью.
Таким образом, стихотворение наполняет мысленный пейзаж светом, звуками и движением, даря ощущение пробуждения, свежести и гармонии с природой.
2. Какие слова наиболее ярко передают впечатление от весенней природы? Прочитайте.
В стихотворении Евгения Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.." наиболее ярко передают впечатление от весенней природы следующие слова и образы:
1. "Как воздух чист!" – подчёркивает свежесть и прозрачность весеннего воздуха.
2. "Лазурию живой" – образ яркого и чистого неба, символизирующего обновление и пробуждение природы.
3. "Шумят ручьи! Блестят ручьи!" – ожившие весенние ручьи, создающие динамичное звуковое и зрительное восприятие весны.
4. "На торжествующем хребте / Поднятый ею лёд!" – мощный образ реки, символизирующей освобождение и движение.
5. "Незримый жаворонок поёт / Заздравный гимн весне." – песнь жаворонка, восхваляющая приход весны, передаёт радость и ликование.
6. "С ручьём она ручей / И с птичкой птичка!" – гармония души с природой, единение с её ритмами.
Эти образы и эпитеты ярко передают весеннюю свежесть, движение и радость пробуждения природы.
3. Какие звуки весны переданы в стихотворении? Объясните.
В стихотворении Евгения Баратынского переданы следующие звуки весны:
1. "Шумят ручьи! Блестят ручьи!" – звук текущей воды, который символизирует пробуждение природы. Шум ручьёв – один из самых характерных весенних звуков, передающий оживление и движение воды после зимней спячки.
2. "Взревев, река несёт / На торжествующем хребте / Поднятый ею лёд!" – звук ревущей реки, разбивающей и уносящей ледяные глыбы. Этот мощный звук усиливает ощущение силы и динамики весны.
3. "Незримый жаворонок поёт / Заздравный гимн весне." – звук песни жаворонка, традиционно ассоциирующегося с весной. Его пение символизирует радость и обновление.
4. "И шумен и душист" – шорох ветхих листьев под ногами, который сохраняется с осени. Этот звук напоминает о прошлом сезоне, но также подчёркивает переход к весне.
Все эти звуки создают многогранную картину весенней природы, где присутствуют и мягкие, мелодичные, и мощные, динамичные элементы.
4. С какой целью автор использует приём повтора? Обоснуйте своё мнение.
Евгений Баратынский использует приём повтора в стихотворении с несколькими целями:
1. Эмоциональное усиление: Повторение слов "Весна, весна!" и восклицательных предложений ("Как воздух чист!", "Шумят ручьи!") подчёркивает восторг и радость автора от прихода весны. Этот приём усиливает эмоциональную насыщенность текста и передаёт чувства лирического героя.
2. Создание ритма и музыкальности: Повтор вносит в стихотворение особый ритм и мелодичность, что помогает читателю ощутить гармонию и плавность природы весной. Это делает стихотворение более лёгким и приятным для восприятия.
3. Фокусировка на ключевых образах: Повторение акцентирует внимание на главных образах весны – чистом воздухе, пробуждении природы, пении птиц. Это помогает подчеркнуть важность этих элементов для создания общей картины весны.
4. Символика обновления и цикличности: Само повторение образов весны отражает её цикличность и постоянное возвращение. Это подчёркивает идею возрождения природы, её обновления и вечного движения.
Таким образом, повтор служит для усиления эмоционального воздействия, создания музыкальности, акцентирования внимания на ключевых образах и символизации цикличности природы.
5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения: выберите интонацию и темп, отметьте логические ударения (главные слова), паузы.
Для выразительного чтения стихотворения Евгения Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.." важно выбрать соответствующую интонацию, темп и выделить логические ударения и паузы. Вот рекомендации:
1. Интонация и темп:
• Интонация: В начале стихотворения интонация восторженная, радостная, восхищённая. К середине – более спокойная, созерцательная, ближе к концу – возвышенная, лирическая.
• Темп: Начало – умеренный, ближе к быстрому, чтобы передать динамику весны. В середине – замедленный, когда герой задумывается о природе и своей душе. В конце – вновь умеренный, с лёгкой торжественностью.
2. Логические ударения и паузы:
Первые строки:
Весна, весна! (пауза) Как воздух чист!..
(Ударение на "весна" и "чист" – подчёркиваем свежесть и восторг.)
Весна, весна! (пауза)
Как ясен небосклон! (пауза)
(Ударение на "ясен" и "небосклон" – акцент на чистоте и ясности.)
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (пауза)
(Ударение на "лазурию" и "очи" – подчёркиваем яркость и силу света.)
Средняя часть:
Весна, весна! (пауза)
Как высоко (пауза)
На крыльях ветерка, (пауза)
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! (пауза)
(Ударение на "высоко", "ветерка", "лучам" и "облака" – создаём образ лёгкости и полёта.)
Шумят ручьи! (пауза)
Блестят ручьи! (пауза)
(Ударение на "Шумят" и "Блестят" – передаём динамику и блеск воды.)
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд! (пауза)
(Ударение на "река", "торжествующем" и "лёд" – передаём силу реки и драматизм момента.)
Концовка:
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне. (пауза)
(Ударение на "взвился", "вышине", "жаворонок", "гимн" и "весне" – подчёркиваем возвышенность момента.)
Что с нею, что с моей душой? (пауза)
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! (пауза)
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
(Ударение на "душой", "ручьём", "птичка", "журчит", "летает" – передаём единение души с природой.)
Заключение:
Чтение стихотворения должно передать живость и динамику весны, ощущение обновления и гармонии с природой.
Прочитайте стихотворение Е. А. Баратынского «Где сладкий шёпот...».
Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет;
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.
Стихотворение Евгения Баратынского «Где сладкий шепот» передаёт глубокое размышление о смене времён года и внутреннем состоянии лирического героя. Вот ключевые моменты анализа:
1. Тема и настроение
Основная тема стихотворения – противопоставление внешнего мира зимней природы внутреннему миру человека. Автор акцентирует внимание на переходе природы к зиме, её застывшему и суровому состоянию, а также на личных переживаниях, связанных с этим.
2. Смена природы
Первая часть стихотворения описывает исчезновение летних радостей: «сладкий шепот» лесов, «ропот» потоков, «цветы лугов». Природа застыла под «ковром зимы», ручей «немеет», а в небе царствует «седая мгла». Это создаёт ощущение холода, пустоты и неизбежности зимнего состояния.
3. Противопоставление внутреннего и внешнего
Во второй части стихотворения лирический герой противопоставляет суровость внешнего мира уюту и теплу дома. Метели и холод за окном контрастируют с «трещащим» огнём в печи, который создаёт уют и согревает душу. Это подчёркивает способность человека находить радость и утешение внутри себя, несмотря на суровость внешних обстоятельств.
4. Благодарность провидению
В третьей части герой выражает благодарность судьбе за возможность забыться и найти утешение в любви. Любовь, как внутренний огонь, согревает душу даже под «мятежной метелью бед», помогая забыть «крутое горе» и зимнюю унылость природы.
5. Основные образы и символы
• Зима – символ застоя, холода, тоски и смерти.
• Огонь – символ жизни, тепла, уюта и внутреннего покоя.
• Любовь – как средство преодоления трудностей и внутреннего согревания.
6. Философские размышления
Стихотворение содержит размышления о быстротечности жизненных бед и забот. Оно показывает, как внутренние силы, любовь и мечтания способны противостоять внешней суровости и приносить душевное успокоение.
7. Структура и композиция
Стихотворение состоит из трёх частей:
• Первая часть – описание зимней природы, её суровости и застывшего состояния.
• Вторая часть – уют домашнего очага и отстранение от метелей за окном.
• Третья часть – благодарность за утешение, которое приносит любовь.
8. Звуковая и ритмическая организация
Стихотворение построено на чётком ритме, с использованием аллитераций и ассонансов, что помогает передать атмосферу зимней природы и контрастный уют дома.
Заключение
«Где сладкий шепот» – это размышление о цикличности природы и внутренней стойкости человека. Баратынский показывает, что, несмотря на холод и мрак внешнего мира, человек способен находить тепло и утешение в себе и близких людях.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением