Ответы на вопросы на стр.129 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Фонохрестоматия«Узник»1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
«Узник»
1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?
Актер, следуя за поэтом, раздвигает тесные стены темницы с помощью мастерского использования выразительных средств, которые помогают передать эмоциональный и символический переход от угнетенности к свободе. Давайте подробнее рассмотрим, как именно актерские приемы позволяют передать это движение к бескрайним просторам свободы.
1. Интонация. В начале стихотворения интонация актера, вероятно, будет приглушенной, с понижением голоса, что подчеркивает подавленность и безысходность. Эта интонация передает ощущение замкнутости и тяжести, создавая образ темницы. Но по мере того, как стихотворение развивается и появляется призыв к свободе, интонация постепенно меняется. В финале она становится более уверенной, возвышенной, с нотками надежды и предвкушения освобождения.
2. Изменение тона и тембра голоса. В начале актер может использовать более низкий и глухой тембр, чтобы создать атмосферу мрачности и угнетенности. Такой голос передает ощущение тяготы и ограниченности пространства. Но когда герой начинает мечтать о свободе, тон и тембр изменяются. Голос становится светлее, мягче, более мелодичным, что символизирует движение к свету, к открытому пространству, где нет преград.
3. Темп речи. В первых строках стихотворения темп речи актера может быть медленным и размеренным, что усиливает чувство неподвижности и монотонности жизни в неволе. Однако по мере приближения к финалу темп начинает ускоряться, передавая нарастающее волнение и предвкушение освобождения. В последних строках, где описываются бескрайние просторы, темп может стать легким и плавным, что создает ощущение полета и парения над просторами.
4. Паузы. Паузы в начале стихотворения могут быть длинными и тяжелыми, подчеркивающими тягучесть времени, которое кажется бесконечным в неволе. Эти паузы помогают зрителю или слушателю почувствовать безысходность ситуации героя. Однако в финале паузы становятся короче и легче, что отражает освобождение от тяжести и переход к динамике, к жизни.
5. Логические ударения. В начале стихотворения актер ставит логические ударения на словах, которые подчеркивают тяжелое положение героя: "темница", "сырой", "грустный", "кровавую". Эти акценты усиливают мрачное настроение и фокусируют внимание на страданиях. В финале же ударения переносятся на слова, связанные со свободой и простором: "вольные", "гора", "морские края", "гуляем". Это подчеркивает переход к новой, свободной реальности, создавая у слушателя ощущение, что герой готов вырваться на волю.
В совокупности все эти приемы позволяют актеру не просто прочитать текст, а оживить его, сделать движение от замкнутости к свободе почти осязаемым. С помощью интонации, тембра, темпа, пауз и логических ударений актер передает эмоциональную динамику стихотворения, превращая слова в живой поток чувств, который захватывает зрителя или слушателя, позволяя ему вместе с героем пережить этот путь от темницы к бескрайним просторам.
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).
Чтобы подготовить выразительное чтение стихотворения "Узник", следует уделить внимание противопоставлению двух основных эмоциональных состояний: угнетённости и обречённости в первой части и ощущению простора, света и свободы в финале. Для достижения этого контраста нужно использовать разнообразные выразительные средства.
1. Начало чтения (первые две строфы):
o Интонация: Начните чтение с приглушенной, низкой интонации, словно голос звучит изнутри тесной, сырой темницы. Эта интонация должна передавать тяжесть и безысходность, ощущение замкнутости.
o Темп: Медленный и размеренный темп речи подчеркнет монотонность и тягучесть времени в неволе. Слова «Сижу за решёткой», «в темнице сырой» должны звучать спокойно, как констатация тяжёлого факта.
o Тембр голоса: Используйте глухой, глубокий тембр, чтобы создать ощущение тяжести, будто голос доносится из глубин отчаяния.
o Логические ударения: Сделайте акцент на словах, которые подчеркивают состояние героя: «темница», «сырой», «грустный», «кровавую». Это усилит ощущение угнетенности.
o Паузы: После каждой фразы делайте небольшие, но ощутимые паузы, чтобы подчеркнуть медленный, томительный ход времени и тяжесть положения героя.
2. Переход к финалу (последние две строфы):
o Интонация: Постепенно поднимайте интонацию, придавая голосу больше света и энергии. В финальных строках интонация должна звучать легко, свободно, словно голос рвется на волю.
o Темп: Ускоряйте темп, особенно в строках, описывающих полет и бескрайние просторы. Темп должен стать плавным, легким, передающим ощущение движения и свободы.
o Тембр голоса: Голос должен стать светлее, мягче, с добавлением мелодичности, чтобы передать ощущение простора и открытого пространства. Это создаст контраст с тяжелым началом.
o Логические ударения: Переносите ударения на слова, связанные со свободой и простором: «вольные», «пора», «гора», «морские края». Это подчеркивает переход к новой, свободной реальности.
o Паузы: Паузы должны стать короче и легче, создавая ощущение движения и освобождения. В последней строке «Туда, где гуляем лишь ветер... да я!» можно сделать небольшую паузу перед словом «ветер», чтобы подчеркнуть его символическое значение.
3. Общее настроение:
o Постепенно, от начала к концу, меняйте общее настроение чтения, переходя от подавленности к радости, от темноты к свету. Этот эмоциональный переход должен быть плавным, но ощутимым, чтобы слушатель почувствовал весь путь героя от угнетенности к свободе.
Такое исполнение позволит ярко противопоставить два эмоциональных состояния стихотворения и передать всю глубину переживаний героя, усиливая воздействие стихотворения на слушателя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением