Ответы на вопросы на стр.129 Часть 1 ГДЗ Климанова Виноградская 3 класс (Литературное чтение)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 3 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 129
1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.
Произведение оставляет тёплое впечатление. Оно рассказывает о доброте и взаимопомощи между людьми и животными. Особенно запоминается, как Серая Шейка, несмотря на опасность, смогла спастись от Лисы благодаря смекалке и помощи старичка.
2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было особенно её жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.
В сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» особенно жаль уточку в тот момент, когда она видит, как стая уток собирается улетать на юг. У неё сломано крыло, и она понимает, что не сможет полететь вместе с мамой, братьями и друзьями. Ей предстоит остаться одной на зиму.
Текст эпизода:
"Так и случилось. Была тихая-тихая звёздная ночь. Тихо стоял тёмный лес на берегу. Бурливая днём горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод и точно прикрыл её зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замёрзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса — это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло."
Опорные слова: река, холод, стекло, полынья.
Пересказ:
Холода наступили быстро. Днём река ещё шумела и бурлила, а в морозные ясные ночи вода замирала, и на ней появлялся ледяной покров, похожий на гладкое стекло. Лишь посреди реки оставалась небольшая незамерзшая полынья. В ней и жила Серая Шейка, не имея возможности улететь.
3. Выберите в тексте описания осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описаниями Серой Шейки?
Описание осенней природы:
"Быстро летело время... Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше среди голых берегов: береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Каждый день уже неслись мимо стаи перелётной птицы... Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота начинали уже замерзать."
Описание зимней природы:
"Скоро выпал и первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом сонную."
Осеннее описание создаёт ощущение тихой, но неотвратимой подготовки природы к зиме. Листья желтеют и опадают, птицы улетают на юг, болота замерзают — всё это подчёркивает, что время у утки уходит, и ей предстоит пережить суровую пору в одиночестве.
Зимнее описание усиливает напряжение. Холод словно сражается с рекой, пытаясь сковать её льдом, и в этой борьбе чувствуется угроза жизни для Серой Шейки: если река замёрзнет, у неё не останется места для плавания и спасения от врагов.
Эти картины природы можно соотнести с состоянием самой Серой Шейки. Осенью, как и природа, она прощается с тёплым временем и привычной жизнью, а зимой, подобно реке, ведёт отчаянную борьбу за выживание.
4. Почему, по вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
Форма сказки позволила:
1. Очеловечить героев — наделить Серую Шейку чувствами, мыслями и речью, чтобы читатель мог сопереживать ей как живому существу, а не просто утке.
2. Передать нравственный смысл — показать ценность дружбы, сострадания, взаимопомощи и умение бороться с трудностями.
3. Создать яркие образы — в сказке природа, животные и события становятся образными и запоминающимися, что усиливает эмоциональное впечатление.
4. Вовлечь читателя — сказочный сюжет увлекает, а вместе с ним легче донести мысль о том, что нужно беречь слабых и помогать им.
5. Вспомните, как называется литературный приём, когда в произведении животные разговаривают, как люди.
Такой литературный приём называется олицетворение.
6. Как Лиса разговаривала с Серой Шейкой? Перечитайте. Какой ответ вы бы выбрали?
Лиса разговаривает с Серой шейкой: ласково, самоуверенно.
7. Прочитайте диалоги Лисы и Серой Шейки в лицах.
1) "— А, старая знакомая, здравствуй! — ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. — Давненько не видались… Поздравляю с зимой.
— Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, — ответила Серая Шейка.
— Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать! А впрочем, про меня много лишнего говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока до свиданья!"
2) "Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
— Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду. Я не спесива.
— Какая ты глупая уточка! Вылезай на лёд! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам.
— Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем... Выходи лучше сама."
8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.
План:
1. Прощание с осенью.
2. Зимние испытания.
3. Опасность от лисы.
4. Спасение.
Пересказ произведения:
1. Прощание с осенью
Наступила поздняя осень. По утрам ложился иней, листья на деревьях пожелтели и опали, а в небе потянулись стаи перелётных птиц. Первыми улетали болотные птицы, за ними — утки. Серая Шейка, у которой было сломано крыло, не могла отправиться на юг вместе с другими и осталась одна.
2. Зимние испытания
Постепенно пришла зима. Река ещё не сразу поддавалась холоду, но морозы усиливались, и лёд сковывал воду. Лишь в середине реки оставалась небольшая полынья, в которой держалась Серая Шейка. Жить стало трудно: холод, голод и одиночество всё сильнее ощущались.
3. Опасность от лисы
К полынье подкралась старая лиса — та самая, что когда-то повредила Серой Шейке крыло. Она хотела добраться до утки, но та не подпускала её близко. Лиса выжидала момент, чтобы напасть, и постоянно кружила поблизости, надеясь на удачу.
4. Спасение
Однажды к реке пришёл охотник-старичок. Он заметил лису, которая подбиралась к полынье, и выстрелил. Лиса отскочила и убежала, а Серая Шейка осталась цела. Старичок пожалел утку и решил забрать её домой, чтобы она перезимовала в тепле. Так Серая Шейка была спасена.
Похожие решебники
Популярные решебники 3 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением