Ответы на вопросы на стр.129 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Приведите примеры стихотворений и сказок А. С. Пушкина, которые вы читали.
Вот примеры произведений Александра Сергеевича Пушкина, которые я знаком:
Стихотворения:
1. «Узник» — о стремлении к свободе.
2. «К Чаадаеву» — посвящено другу, с призывом к борьбе за свободу.
3. «Я помню чудное мгновенье...» — о воспоминаниях и любви.
4. «Зимнее утро» — о красоте зимнего пейзажа.
5. «Анчар» — о зле и его последствиях.
6. «К морю» — размышления о свободе и величии природы.
Сказки:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» — о жадности и её последствиях.
2. «Сказка о царе Салтане» — о чудесах и справедливости.
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — о зависти и настоящей любви.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде» — о хитрости и справедливости.
Эти произведения демонстрируют богатство тем и образов, характерных для творчества Пушкина, и позволяют глубже понять его вклад в русскую литературу.
2. Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы знаете? Составьте список. Прочитайте одно из них наизусть.
Вот список произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, которые я знаю:
Стихотворения:
1. «Бородино» — о героизме русских солдат в войне 1812 года.
2. «Мцыри» — поэма о стремлении к свободе и поиске смысла жизни.
3. «Узник» — о тоске по свободе.
4. «Смерть поэта» — о гибели Александра Пушкина и роли общества.
5. «Когда волнуется желтеющая нива...» — о гармонии с природой.
6. «Тучи» — размышления о свободе и одиночестве.
7. «Демон» — поэма о вечной борьбе добра и зла.
8. «Валерик» — стихотворение о войне на Кавказе.
9. «Поэт» — размышления о судьбе поэта и его месте в обществе.
10. «Парус» — о поиске смысла и внутренней борьбе.
Можно выучить короткое стихотворение «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
3. Сравните сказки В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Чем они похожи и чем различаются? Чем похожи герои?
Сказки Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» и Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» имеют общие черты, но также и значительные различия. Давайте сравним их.
Сходства:
1. Жанр и стиль: Обе сказки относятся к жанру литературных волшебных сказок, основанных на фольклорных мотивах, но переработаны в авторской манере.
2. Главная героиня: В обеих сказках центральным персонажем является царевна, чья судьба связана с чудесными событиями. Обе героини молоды, прекрасны и добродетельны.
3. Мотив злой колдуньи: В обеих сказках присутствует злая женщина (мачеха у Пушкина, фея у Жуковского), которая завидует главной героине и пытается ей навредить.
4. Мотив волшебного сна: Оба сюжета включают элемент сна или смерти, который преодолевается с помощью любви или магии.
Различия:
1. Происхождение сюжета: «Спящая царевна» Жуковского основана на известной европейской сказке о Спящей красавице, в то время как Пушкинская «Сказка о мёртвой царевне» ближе к русским народным сказкам.
2. Фабула: У Жуковского царевна погружается в долгий сон из-за проклятия феи, и её пробуждает поцелуй принца. У Пушкина царевна умирает от ядовитого яблока, но её оживляет любовь жениха.
3. Роль мужского персонажа: В «Спящей царевне» принц активный герой, который спасает царевну. В «Сказке о мёртвой царевне» жених (царевич) тоже играет важную роль, но его действия скорее символичны и эмоциональны, чем героичны.
4. Темы и мотивы: У Жуковского основной акцент на волшебстве и судьбе, тогда как у Пушкина важны моральные аспекты, такие как зависть, добродетель, любовь и верность.
Похожие черты героев:
Обе царевны являются воплощением красоты, доброты и чистоты. Они сталкиваются с коварством и завистью, но в конце концов их спасает любовь. Женихи героинь также проявляют преданность и искренние чувства, что подчеркивает значение истинной любви в обеих сказках.
Таким образом, сказки Жуковского и Пушкина, несмотря на общие мотивы, различаются в деталях и подходе к сюжету, отражая уникальный стиль каждого автора.
4. Рассмотрите схему. Дополните её, приведите примеры.
5. Прочитайте строфы. Из каких они стихотворений? Как рифмуются строки?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Первое четверостишие:
Стихотворение: «Парус»
Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов
Рифмовка: Перекрёстная (ABAB)
• «лазури» (A) — «бури» (A)
• «золотой» (B) — «покой» (B)
Второе четверостишие:
Стихотворение: «Утёс»
Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов
Рифмовка: Кольцевая (ABBA)
• «морщине» (A) — «пустыне» (A)
• «одиноко» (B) — «глубоко» (B)
Оба стихотворения Лермонтова наполнены философскими размышлениями о жизни, одиночестве и природе, что передаётся через образы паруса и утёса.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением