Упр.124 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУИспользуя данную информацию, расскажите о происхождении слов.Ветчина (ист. от ветхий + -ин-; букв.: «старое мясо, припасённое...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУИспользуя данную информацию, расскажите о происхождении слов.Ветчина (ист. от ветхий + -ин-; букв.: «старое мясо, припасённое...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУИспользуя данную информацию, расскажите о происхождении слов.Ветчина (ист. от ветхий + -ин-; букв.: «старое мясо, припасённое...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУИспользуя данную информацию, расскажите о происхождении слов.Ветчина (ист. от ветхий + -ин-; букв.: «старое мясо, припасённое...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
С данными словосочетаниями составьте предложения и запишите их. Устно объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Реорганизация армии, демонстрац..я мод, праздничные улиц.., ц..ганские танц.., большие ц..фры, парадные лестниц.., красочные страниц.., цветущие акац..и, научная лекц..я, металлический ц..ркуль.

В следующем году планируется провести реорганизацию (на -ция) армии.
В следующее воскресенье на сцене театра пройдёт демонстрация (на -ция) мод.
Праздничные улицы (в оконч. сущ. после ц пишется ы) украшены флагами, шарами, цветами.
Моя бабушка очень любит цыганские (искл.) танцы (в оконч. сущ. после ц пишется ы).
Издалека видны большие цифры (в корне после ц пишется и) электронного табло.
Парадные лестницы (в оконч. сущ. после ц пишется ы) дворцов украшены фигурами львов.
Красочные страницы (в оконч. сущ. после ц пишется ы) детской книжки привлекли внимание малыша.
Цветущие акации (на -ция) очень красивы.
Научная лекция (на -ция) оказалась на удивление интересной и захватывающей.
В моём пенале лежит металлический циркуль (в корне после ц пишется и).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Объясните, как вы понимаете высказывание Марии Александровны Рыбниковой (1885—1942), которое является эпиграфом к разделу «Строение слова. Морфемика». Спишите эпиграф, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

В эпиграфе говорится о том, что корень несёт в себе внутренний, затаённый смысл. И если ты его правильно найдёшь, тебе откроется смыл слова. Это можно сравнить с зажжённым огоньком внутри фонаря, который всё вокруг освещает, делает видимым, ясным и понятным.
…Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. (М.А. Рыбникова)

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Используя данную информацию, расскажите о происхождении слов.
Ветчина (ист. от ветхий + -ин-; букв.: «старое мясо, припасённое впрок»).
Висок(ист. от висеть + -ок-; букв.: «висящая прядь волос»).
Истина (ист, от истый — «подлинный», «настоящий» + -ин-).
Мятеж (ист. от мять — «мять», «топтать» + -еж-).

Слово «ветчина» произошло от слова «ветхий» с помощью суффикса «-ин-» и буквально оно означало «старое мясо, припасённое впрок». Исторически в слове «ветчина» выделялся корень «-ветх-» и суффикс «-ин-». В современном русском языке эти морфемы уже не выделяются: ветчина.
Слово «висок» произошло от слова «висеть» с помощью суффикса «-ок-». Так раньше называли «висящую прядь волос», поэтому исторически в этом слове выделялся корень «-вис-» и суффикс «-ок-». В современном русском языке эти морфемы уже не выделяются: висок
Слово «истина» произошло от слова «истый» («подлинный», «настоящий») с помощью суффикса «-ин-». Поэтому исторически в слове «истина» выделялся корень «-ист-» и суффикс «-ин-». В современном русском языке эти морфемы уже не выделяются: истина.
Слово «мятеж» произошло от слова «мять» («мять», «топтать») с помощью суффикса «-еж-». Поэтому исторически в слове «мятеж» выделялся корень «-мят-» и суффикс «-еж-». В современном русском языке эти морфемы уже не выделяются: мятеж .

Определите формы выделенных имён существительных в предложении Прекрасный город стоит на берегу Пены. Как вы будете это делать? Помогут ли вам окончания?
В слове город тоже есть окончание, но оно не выражено звуком в устной речи и буквой в письменной речи. Такое окончание называют нулевым: город, карандаш. Чтобы не ошибиться в выделении нулевого окончания, запомните некоторые формы имён существительных и глаголов, которые имеют это окончание.
Нулевое окончание
существительное
1-е и 2-е
скл.,
мн. ч.,
род. п.
poщ
2-е скл.,
ед. ч.,
им. п.,
вин. п.
плащ
3-е скл.,
ед. ч.,
им. п.,
вин. п.
речь

глагол
прош. вр., ед. ч., муж. р.
говорил

Город – единственное число, именительный падеж.
(На) берегу – единственное число, предложный падеж.
Невы – единственное число, родительный падеж.
Формы выделенных имён существительных можно определить по их окончанию.


*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением