Упр.120 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Проверьте, сможете ли вы:  1) на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова;В существительном «фонариками» три морфемы:...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение Проверьте, сможете ли вы:  1) на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова;В существительном «фонариками» три морфемы:...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение Проверьте, сможете ли вы:  1) на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова;В существительном «фонариками» три морфемы:...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение Проверьте, сможете ли вы:  1) на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова;В существительном «фонариками» три морфемы:...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Выпишите слова с цы , графически покажите, в какой части слова после ц пишется буква ы .
> образец записи Огурцы.
Демонстрация (на -ция), дверцы (мн. ч.), продавцы (мн. ч.), дезинфекция (на -ция), цирк, буфетчицы (мн. ч.), репетиция (на -ция), отличницы (мн. ч.), станция (на -ция).
2. От слов на -ция образуйте имена прилагательные.
Демонстрация – демонстрационный, дезинфекция – дезинфекционный, репетиция – репетиционный, станция – станционный.

Разберите но составу слова тигрицы, шахматистками, перелезут, любителей.
Возьмите на заметку! С течением времени в морфемном составе слова могут происходить большие изменения. Как правило, они заключаются в том, что строение слова становится «проще» из-за того, что две соседние морфемы сливаются в одну.
Например, в слове ломоть исторически выделялся корень -лом-и суффикс -оть- (раньше хлеб отламывали от буханки или каравая, а не резали). В современном русском языке состав этого слова упростился, так как в нём уже не выделяются названные морфе-
мы: ломоть
Подобных примеров в русском языке очень много:
мешок (ист. от мех — «мешок, изготавливаемый из звериных шкур»);
желудок (ист. от жёлудь; назван по сходству желудка с жёлудем) и др.
Исторические изменения в морфемном строении слов изучает особая наука — этимология.
Этимология (от греч. этимон — «правда», «истина» и логос — «учение», «наука») — наука о происхождении слов.

Тигрицы
1. Это слово является именем существительным, выделяем окончание и основу: тигрицы. Окончание -ы указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, именительного падежа.
2. Слово «тигрица» обозначает «название самки тигра». Это значение передаётся с помощью суффикса «-иц-»; слово образовано от существительного «тигр»:
Тигр > тигрица.
В слове «тигрица» корень «тигр-».
Итак: тигрица.

Шахматистками
1. Это слово является именем существительным, выделяем окончание и основу: шахматистками. Окончание -ами указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
2. Слово «шахматистка» означает «спортсменка, занимающаяся шахматами». Это значение передаётся с помощью суффикса «-к-»; слово образовано от существительного «шахматист»:
шахматист > шахматистка.
Слово «шахматист» означает «спортсмен, занимающийся шахматами». Это значение передаётся с помощью суффикса «-ист-»; слово образовано от существительного «шахматы»:
шахматы > шахматист
Итак: шахматистка.

Перелезут
Шахматистками
1. Это слово является глаголом, выделяем окончание и основу: перелезут. Окончание -ут указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, 3-го лица, будущего времени.
2. Слово «перелезут» означает «взобравшись на что-нибудь, опуститься по другую сторону чего-нибудь». Это значение передаётся с помощью приставки «пере-»; слово образовано от глагола «лезут»:
лезут > перелезут.
Итак: перелезут.

Любителей
1. Это слово является именем существительным, выделяем окончание и основу: любителей. Окончание -ей указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
2. Слово «любителей» означает «человек, который занимается чем-нибудь в свободное время, не как профессионал». Это значение передаётся с помощью суффикса «-тель-»; слово образовано от глагола «любить»:
любить > любитель.
Итак: любитель…

Проверьте, сможете ли вы:
1) на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова;
В существительном «фонариками» три морфемы: фонариками.
Корень «-фонарь-» обозначает «осветительный прибор, в котором источник света окружен стеклом».
Суффикс «-ик-» показывает, что речь идёт о маленьком фонаре.
Окончание «-ами» выражает значение множественного числа, творительного падежа имени существительного.
На примере слова «фонариками» мы доказали, что каждая морфема в слове что-либо обозначает, поэтому и называется значимой частью слова.

2) на примере слов горестный, гористый доказать, что при подборе однокоренных слов нужно учитывать их значение.
При подборе однокоренных слов нужно учитывать значение морфем. Например, слово «горестный» – значит «полный горя, несчастий». Однокоренные слова: горе, горевать, горести, горемыка, пригорюниться.
Слово «гористый» – значит «покрытый горами». Однокоренные слова: горы, горный, подгорный, горняцкий, горец, пригорок.

Докажите, что слова едят. спят, летят имеют разное лексическое значение, но одну и ту же грамматическую форму. Какая морфема указывает на число и лицо глаголов?

Едят –это слово является глаголом, выделяем окончание и основу: едят. Окончание -ят указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, 3-го лица, настоящего времени. Слово «едят» означает «принимают пищу, питаются».
Спят –это слово является глаголом, выделяем окончание и основу: спят. Окончание -ят указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, 3-го лица, настоящего времени. Слово «спят» означает «находятся в состоянии сна».
Летят –это слово является глаголом, выделяем окончание и основу: летят. Окончание -ят указывает, что слово употреблено в форме множественного числа, 3-го лица, настоящего времени. Слово «летят» означает «перемещаются по воздуху».
Таким образом, слова «едят, спят, летят» имеют разное лексическое значение, но одну и ту же грамматическую форму: множественное число, 3-е лицо, настоящее время.
На число и лицо этих глаголов указывает окончание.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением