Упр.12 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
12 1. Рассмотрите схему, сделайте вывод о том, какие средства связи
предложений могут использоваться в текстах.
Средства связи предложений в тексте
лексические
синонимы
антонимы
лексический повтор
морфологические
местоимения
наречия
союз
формы одного и того же слова
видо-временные формы глаголов
синтаксические
порядок слов
вводные слова
неполные
предложении
синтаксический
параллелизм
В текстах могут использоваться лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Лексические: синонимы, антонимы, лексический повтор.
Морфологические: местоимения, наречия, союз, формы одного и того же слова, видо-временные формы глаголов.
Синтаксические: порядок слов, вводные слова, неполные предложения, синтаксический параллелизм.
2. Прочитайте тексты. Охарактеризуйте средства связи в каждом тексте. Назовите их и приведите примеры. Различаются ли эти средства связи?
I. Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.
Эх вы-и! — часто восклицал он; долгий звук «и-и» всегда вызывал у меня скучное* * 1, зябкое чувство.
В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили в кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожжёнными купоросом, с повязанными тесёмкой волосами, все похожие на тёмные иконы в углу кухни, в этот опасный час дед садился против меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях.
(М. Горький)
II. Трудно представить Эрмитаж без восхитительного пейзажа, который открывается из окон музейных зданий. В любое время года взгляд останавливается на золочёном шпиле Петропавловской3 крепости и Ростральных колоннах, предваряющих вход в классический перистиль Биржи. В ясный день открывается перспектива залитой в серый гранит Дворцовой набережной. На закате можно полюбоваться2 картиной темнеющего неба над Адмиралтейством и Академией художеств. Навсегда остаётся в памяти огромная площадь и, словно3 вычерченный циркулем, полукруг Главного штаба. Приобретая особый смысл, виды из окон Эрмитажа позволяют ощутить единство музея с великим городом. (Е. Грицак)
III. И как весело Чехову было с людьми! С теми, кого он любил. А полюбиться ему было нетрудно, так как, хотя он был человек беспощадно3 насмешливый и каждого, казалось бы, видел насквозь, он при первом знакомстве с людьми почти всегда относился к ним с полной доверчивостью, и так неистощима была его душевная щедрость, что многих людей он был готов наделять богатствами своей собственной личности. И потому в его письмах мы так часто читаем: «Славный малый», «душа-человек», «великолепный парень», «симпатичный малый и прекрасный писатель», «милый человечина, тёплый», «семья великолепная, тёплая, и я к ней сильно привязался». <...>
Казалось бы, что такое хозяева дачи, которую ты в качестве дачника снимаешь у них на короткие летние месяцы? Проходит лето, ты возвращаешься1 в город и забываешь о них навсегда. Но стоило Чехову снять дачу на юге у неведомых3 ему Линтварёвых, и он сразу уверовал, что все они а их было шестеро очень милые люди, и на многие годы включил всю семью в круг своих близких друзей, или, по его выражению, «зажёг неугасимую лампаду» перед этой семьёй.
И то же с семьёй Киселёвых, у которых он ещё раньше три лета подряд снимал подмосковную2 дачу. Он сдружился2 не только с ними, но с их детьми, с их гостями и родственниками.
И так же дружески сходился он почти со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься.
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
(К. Чуковский)
Средства связи в I тексте:
- лексические: лексический повтор (дед – дед; он – он);
- морфологические: местоимения (дед – он; дядья и работники – все), формы одного и того же слова (глазами – глаз; он – его);
- синтаксические: синтаксический параллелизм (я видел… – дед следит…; мне хотелось… – мне казалось…).
Средства связи во II тексте:
- лексические: синонимы (пейзажа – перспектива – картиной – виды; в любое время – в ясный день – на закате – навсегда);
- морфологические: формы одного и того же слова (Эрмитаж – Эрмитажа), однокоренные слова (музейных – музея);
- синтаксические: синтаксический параллелизм – второе, третье, четвёртое и пятое предложения начинаются с обстоятельств времени (в любое время – в ясный день – на закате – навсегда).
Средства связи в III тексте:
- лексические: синонимы (пейзажа – перспектива – картиной – виды; в любое время – в ясный день – на закате – навсегда);
- морфологические: лексический повтор (он – он, ты – ты, семьёй – семьёй), однокоренные слова (дачи – дачника, летние – лето, друзей – дружески), местоимение (Чехов – он, с людьми – с теми; хозяева – у них, у Линтварёвых – они, с семьёй Киселёвых – с ними), формы одного и того же слова (он – ему; он – в его; у них – о них; семью – семьёй), союз (и, а);
- синтаксические: вводные слова (казалось бы).
Да, некоторые средства связи различаются.
3. Выполните синтаксический разбор выделенной части предложения в первом тексте.
Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята.
Предложение сложное (две грамматические основы: 1 – жилет был стар, вытерт; 2 – рубаха измята), повествовательное, невосклицательное, утвердительное;
1) двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и определениями;
2) двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
4. Как вы понимаете выражение обжигающие глаза {от этих обжигающих глаз)?
Обжигающие глаза (от этих обжигающих глаз) – в данном тексте словосочетание означает, что глаза деда вызывали у героя сильный страх, воспринимались как пронзительные, устрашающие, способные проникнуть внутрь и вызвать чувство жара, «обжечь», увидеть тебя насквозь со всеми потаёнными мыслями.
5. Назовите тип каждого текста. Докажите своё мнение, приведите аргументы.
I текст: тип речи – повествование с элементами описания, так как в тексте происходят действия и события в определённом порядке; есть действующее лицо, место и время действия. К тексту можно задать вопрос «что происходило?». Описывается внешность деда, его характер, одежда и одежда его сыновей.
II текст: тип речи – описание, так как описывается пейзаж, который виден из окон Эрмитажа; описывается состояние окружающей среды и самого автора. К тексту можно задать вопрос «какой?».
III текст: тип речи – рассуждение, так как в тексте есть тезис (И как весело Чехову было с людьми!), доказательства (1) о том, что читаем в письмах Чехова; 2) об отношении к семье Линтварёвых; 3) о дружбе с семьёй Киселёвых; 4) о дружеских отношениях с редакторами), вывод (последнее предложение).
Скучное1 – [скушнай'э]
с – [с] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
к – [к] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
у – [у] – гласный, ударный;
ч – [ш] – согласный, глухой, твёрдый, непарный;
н – [н] – согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, непарный;
о – [а] – гласный, безударный;
е – [й'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;
[э] – гласный, безударный.
7 букв, 8 звуков.
Буква «е» после гласного обозначает два звука [й'э].
Возвращаешься1 [вазвращ'ай'ишс'а]
в – [в] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
о – [а] – гласный, безударный;
з – [з] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
в – [в] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
р – [р] – согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, безударный;
щ – [щ'] – согласный, глухой, мягкий, непарный;
а – [а] – гласный, ударный;
е – [й'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;
[и] – гласный, безударный;
ш – [ш] – согласный, глухой, твёрдый, непарный;
ь – [-];
с – [с'] – согласный, глухой, мягкий, парный;
я – [а] – гласный, безударный.
13 букв, 13 звуков.
Буква «е» после гласного обозначает два звука [й'и]; буква «ь» не обозначает звука.
Полюбоваться2, подмосковную2, сдружил ся2.
Петропавловской3 (крепости)
1. Крепости (какой?) Петропавловской. Петропавловской – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – Петропавловский.
3. Морфологические признаки:
пост.: относительное;
непост.: употреблено в ед. ч., ж. р., Р. п.
4. В предложении является определением: крепости (какой?) Петропавловской.
Словно3 – союз, служит для присоединения сравнительного оборота. Простой, подчинительный, имеет значение сравнения.
Беспощадно насмешливый
1. Беспощадно – наречие, относится к прилагательному, обозначает признак признака.
2. Морфологические признаки:
неизменяемое;
наречие меры и степени: насмешливый (насколько?) беспощадно.
3. В предложении является обстоятельством.
(У) неведомых3 (Линтварёвых)
1. У Линтварёвых (каких?) неведомых. Неведомых – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – неведомый.
3. Морфологические признаки:
пост.: качественное;
непост.: употреблено в полной форме, мн. ч., Р. п.
4. В предложении является определением: у Линтварёвых (каких?) неведомых.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением