Упр.115 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, дополняя своими...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, дополняя своими...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, дополняя своими...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, дополняя своими...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Разделительные ъ и ь пишутся в ряде слов иноязычного происхождения. Спишите эти слова, запомните их написание. Значения каких слов вам неизвестны? Выясните эти значения, пользуясь интернет-порталом «Грамота.ру» или любым толковым словарём.

адъютант
объект
субъект
объективный
инъекция
конъюнктура

бульон

медальон
компаньон
шампиньон
павильон
компьютер

Адъютант – это офицер, состоящий при высшем военном начальнике для выполнения служебных поручений или штабной работы.

2. Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Объект – 1) явление, предмет, лицо, на которые направлена чья-либо деятельность, чье-либо внимание;
2) в философии – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность;
3) предприятие, стройка, отдельный участок чего-либо как единица хозяйственного или оборонного значения.
Субъект –1) в грамматике — подлежащее, семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния;
2) в логике — подлежащее суждения, предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается;
3) в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект;
4) в философии — носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта);

5) в экономике — участник экономических отношений: производства, распределения, обмена и потребления экономических благ;
6) в религии — Бог, либо человек (душа человека)
7) нетерминологическое значение (просторечие) человек вообще (часто с отрицательной характеристикой, например «подозрительный, странный субъект»).
Объективный – 1) существующий вне сознания и независимо от него; 2) лишенный предвзятости; беспристрастный.
Инъекция – введение небольшого количества лекарственной жидкости под кожу, в мышцу, в вену; впрыскивание.
Конъюнктура – 1) создавшееся в какой-л. области общественной жизни положение, обстановка;
2) в экономике - совокупность признаков, характеризующих состояние товарного хозяйства (движение цен, курс ценных бумаг, размеры выпуска продукции и т. п.).
Бульон – чистый, ничем не заправленный мясной отвар.
Медальон – 1) ювелирное изделие в форме овальной или круглой коробочки, в которую вставляется какое-либо изображение или вкладывается что-либо;
2) в искусстве – овал или круг, служащий рамкой для какого-либо изображения, украшения, а также рисунок, рельефный орнамент, заключенный в такую рамку.
Компаньон – 1) тот, кто составляет компанию кому-либо, вместе с кем-либо участвует в чем-либо;
2) член торговой или промышленной компании.
Шампиньон – пластинчатый гриб с белой или буроватой шляпкой, некоторые виды которого искусственно разводятся в теплицах.
Павильон – 1) небольшая легкая постройка в садах, парках, предназначенная для каких-либо целей;
2) специальное помещение, оборудованное для кино- или фотосъемки, для производства звукозаписи и т. д.
Компьютер – одно из названий электронной вычислительной машины.
2. В штаб вошёл адъютант.
Мама сварила вкусный суп на курином бульоне.
Доктор прописал мне инъекции антибиотика.
В магазин завезли шампиньоны.
У мамы красивый медальон на длинной цепочке.

Прочитайте текст. Правильно ли девочка понимает значение слова р..ждение? Почему она ошиблась в написании этого слова? Сделайте вывод.
Маленькая дочка решила поздравить меня с днём рождения. В слове рождение вместо о она написала а.
А ведь слово рождение пишется через о р-о-ж -д-е-н и е. Оно от слова род, род, — сказал я.
Нет, папочка, это слово от слова рад, понимаешь — радость. Я ведь тебя поздравляю с радостью. (По В. Киселёву)

Девочка неправильно понимает значение слова «рождение». День рождения – это празднование дня, когда ты родился. Однокоренные слова: род, родиться, Родина.
Слово «радость» не имеет ничего общего со словом «рождение». «Радость» – это внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья. Однокоренные слова: рад, обрадоваться.
Вот почему девочка ошиблась в написании слова.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, дополняя своими примерами. Какая мысль доказывается в тексте?
Чтобы не делать ошибок в разборе слова но составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы.
В существительном плащик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (плащик — маленький плащ). А существительное каменщик не имеет значения «маленький камень», потому что в нём нет суффикса -ик- с таким значением. В этом слове другой суффикс щик-, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придаёт им суффикс -щик-.
Учитывать значения морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об..жать, нужно знать его значение. Если это слово употреблено в значении «бегать», пишем е (обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиды человеку» (обижать друга). А если слово использовано в значении «любить, боготворить», то пишем букву о (обожает читать).
Определение значешш морфемы помогает правильно назвать часть речи и форму слова. Так, мы сразу установим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа, 2-го лица, настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь).
Итак, значения морфем следует учитывать для того, чтобы:
1) разобраться в строении слова;
2) правильно написать морфемы;
3) определить часть речи и морфологические признаки слова (время, лицо, род, число, падеж).
В тексте доказывается мысль, что нужно учитывать значение слова и значение морфемы при разборе слова по составу, при определении правильности написания слова, при определении части речи и её морфологических признаков.

1. Выпишите в один столбик родственные слова существительного даль («пространство, отдалённое место»). Объясните написание этих слов. В другой столбик выпишите однокоренные слова к существительному дол («низина, равнина»).
Д..лина роз, виднеется вд..ли, приехать изд..лека, широкое раздолье, молча удалиться.

Слова «вдали, издалека, удалиться» связаны по значению со словом «даль», которое имеет значение «пространство, отдалённое место». В корне пишем букву «а».
В словах «долина, раздолье» пишем букву «о», так как они связаны по значению со словом «дол», которое имеет значение «низина, равнина».

2. Объясните значение и написание выделенного слова в русской загадке По горам, по д..лам ходит шуба да кафтан.
По горам, по долам (дол) ходит шуба да кафтан.
Слово (по) долам имеет значение «по долинам, по равнинам, по низинам».

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением