Упр.115 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Разделительные ъ и ь пишутся в ряде слов иноязычного происхождения. Спишите эти слова, запомните их написание. Значения каких слов вам неизвестны? Выясните эти значения, пользуясь интернет-порталом «Грамота.ру» или любым толковым словарём.
адъютант
объект
субъект
объективный
инъекция
конъюнктура
бульон
медальон
компаньон
шампиньон
павильон
компьютер
Адъютант – это офицер, состоящий при высшем военном начальнике для выполнения служебных поручений или штабной работы.
2. Составьте и запишите предложения с пятью словами.
Объект – 1) явление, предмет, лицо, на которые направлена чья-либо деятельность, чье-либо внимание;
2) в философии – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность;
3) предприятие, стройка, отдельный участок чего-либо как единица хозяйственного или оборонного значения.
Субъект –1) в грамматике — подлежащее, семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния;
2) в логике — подлежащее суждения, предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается;
3) в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект;
4) в философии — носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта);
5) в экономике — участник экономических отношений: производства, распределения, обмена и потребления экономических благ;
6) в религии — Бог, либо человек (душа человека)
7) нетерминологическое значение (просторечие) человек вообще (часто с отрицательной характеристикой, например «подозрительный, странный субъект»).
Объективный – 1) существующий вне сознания и независимо от него; 2) лишенный предвзятости; беспристрастный.
Инъекция – введение небольшого количества лекарственной жидкости под кожу, в мышцу, в вену; впрыскивание.
Конъюнктура – 1) создавшееся в какой-л. области общественной жизни положение, обстановка;
2) в экономике - совокупность признаков, характеризующих состояние товарного хозяйства (движение цен, курс ценных бумаг, размеры выпуска продукции и т. п.).
Бульон – чистый, ничем не заправленный мясной отвар.
Медальон – 1) ювелирное изделие в форме овальной или круглой коробочки, в которую вставляется какое-либо изображение или вкладывается что-либо;
2) в искусстве – овал или круг, служащий рамкой для какого-либо изображения, украшения, а также рисунок, рельефный орнамент, заключенный в такую рамку.
Компаньон – 1) тот, кто составляет компанию кому-либо, вместе с кем-либо участвует в чем-либо;
2) член торговой или промышленной компании.
Шампиньон – пластинчатый гриб с белой или буроватой шляпкой, некоторые виды которого искусственно разводятся в теплицах.
Павильон – 1) небольшая легкая постройка в садах, парках, предназначенная для каких-либо целей;
2) специальное помещение, оборудованное для кино- или фотосъемки, для производства звукозаписи и т. д.
Компьютер – одно из названий электронной вычислительной машины.
2. В штаб вошёл адъютант.
Мама сварила вкусный суп на курином бульоне.
Доктор прописал мне инъекции антибиотика.
В магазин завезли шампиньоны.
У мамы красивый медальон на длинной цепочке.
Прочитайте текст. Правильно ли девочка понимает значение слова р..ждение? Почему она ошиблась в написании этого слова? Сделайте вывод.
Маленькая дочка решила поздравить меня с днём рождения. В слове рождение вместо о она написала а.
А ведь слово рождение пишется через о р-о-ж -д-е-н и е. Оно от слова род, род, — сказал я.
Нет, папочка, это слово от слова рад, понимаешь — радость. Я ведь тебя поздравляю с радостью. (По В. Киселёву)
Девочка неправильно понимает значение слова «рождение». День рождения – это празднование дня, когда ты родился. Однокоренные слова: род, родиться, Родина.
Слово «радость» не имеет ничего общего со словом «рождение». «Радость» – это внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья. Однокоренные слова: рад, обрадоваться.
Вот почему девочка ошиблась в написании слова.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, дополняя своими примерами. Какая мысль доказывается в тексте?
Чтобы не делать ошибок в разборе слова но составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы.
В существительном плащик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (плащик — маленький плащ). А существительное каменщик не имеет значения «маленький камень», потому что в нём нет суффикса -ик- с таким значением. В этом слове другой суффикс щик-, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придаёт им суффикс -щик-.
Учитывать значения морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об..жать, нужно знать его значение. Если это слово употреблено в значении «бегать», пишем е (обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиды человеку» (обижать друга). А если слово использовано в значении «любить, боготворить», то пишем букву о (обожает читать).
Определение значешш морфемы помогает правильно назвать часть речи и форму слова. Так, мы сразу установим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа, 2-го лица, настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь).
Итак, значения морфем следует учитывать для того, чтобы:
1) разобраться в строении слова;
2) правильно написать морфемы;
3) определить часть речи и морфологические признаки слова (время, лицо, род, число, падеж).
В тексте доказывается мысль, что нужно учитывать значение слова и значение морфемы при разборе слова по составу, при определении правильности написания слова, при определении части речи и её морфологических признаков.
1. Выпишите в один столбик родственные слова существительного даль («пространство, отдалённое место»). Объясните написание этих слов. В другой столбик выпишите однокоренные слова к существительному дол («низина, равнина»).
Д..лина роз, виднеется вд..ли, приехать изд..лека, широкое раздолье, молча удалиться.
Слова «вдали, издалека, удалиться» связаны по значению со словом «даль», которое имеет значение «пространство, отдалённое место». В корне пишем букву «а».
В словах «долина, раздолье» пишем букву «о», так как они связаны по значению со словом «дол», которое имеет значение «низина, равнина».
2. Объясните значение и написание выделенного слова в русской загадке По горам, по д..лам ходит шуба да кафтан.
По горам, по долам (дол) ходит шуба да кафтан.
Слово (по) долам имеет значение «по долинам, по равнинам, по низинам».
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением