Ответы на вопросы на стр.115 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение ПарусБелеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» вызывает ощущение меланхолии, одиночества и внутреннего беспокойства. Одинокий парус на фоне бескрайнего моря символизирует душевное состояние человека, который ищет смысл жизни или стремится к чему-то неизвестному. В стихах чувствуется противоречие: парус «просит бури», как будто только в бурях он может найти покой. Это создает ощущение тоски и поиска, который не приносит удовлетворения. Такое настроение усиливается образами природы — туман, волны, свист ветра и скрип мачты передают атмосферу неизвестности и внутреннего напряжения.
2. Какую вы представляете картину? Опишите.
Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» рисует перед нами картину бескрайнего моря, покрытого лёгким туманом, над которым возвышается одинокий белый парус. На фоне голубой морской глади он кажется хрупким, уязвимым и отстранённым от всего мира. Волны играют, ветер свистит, создавая ощущение движения и неустойчивости. Мачта качается и скрипит под напором ветра, что усиливает чувство тревоги и напряжения. Внизу струится прозрачная, светлая лазурь воды, отражающая солнечные лучи, а над ним светит золотое солнце.
Однако, несмотря на эту природную красоту, парус кажется мятежным, неспокойным. Он стремится к буре, которая обещает ему странное и противоречивое утешение. В этой картине сочетаются спокойствие и движение, свет и тень, что делает её глубоко символичной и эмоционально насыщенной.
3. Поразмышляйте, как поэту удалось передать одиночество паруса. Подберите антоним к слову далёкий.
Поэту Михаилу Лермонтову удалось передать одиночество паруса через образ одинокого путника, который одинок в бескрайних просторах моря. Парус представлен как символ оторванности от родного берега, его судьба — быть наедине с самим собой среди волн и ветров. Лермонтов использует слова и образы, подчёркивающие это одиночество: «парус одинокой», «туман моря», «что ищет он в стране далекой?». Пейзаж вокруг паруса, с одной стороны, величественный и красивый, но, с другой стороны, пустынный и равнодушный. Это подчеркивает внутреннюю изоляцию героя.
Антоним к слову «далёкий» — «близкий».
4. Понаблюдайте, какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для описания
паруса.
Михаил Лермонтов в стихотворении «Парус» использует следующие эпитеты для описания паруса и окружающей природы:
1. Одинокой — это ключевой эпитет, который сразу подчеркивает изолированность и одиночество паруса, добавляя к нему образ эмоциональной отстраненности.
2. Мятежный — этот эпитет подчеркивает неспокойную, бунтарскую природу паруса. Он не стремится к покою, а ищет бурь и волнений.
3. Светлей лазури — эпитет для описания струи воды, который передает чистоту, прозрачность и спокойствие морской глади.
4. Луч солнца золотой — этот эпитет усиливает картину яркости и тепла, которые окружают парус.
Эти эпитеты помогают создать контраст между внешней красотой природы и внутренним неспокойствием, мятежностью и одиночеством паруса.
5. «Одинокий парус» — метафора. Для чего поэт использует метафору? Объясните.
Метафора «одинокий парус» в стихотворении Михаила Лермонтова служит символом человеческой души, которая находится в поиске своего места в мире. Парус становится образом человека, который, несмотря на внешние красоты и спокойствие окружающего мира, ощущает внутреннюю изоляцию, беспокойство и стремление к чему-то недостижимому или неведомому.
Поэт использует эту метафору, чтобы передать чувства одиночества, тоски и непримиримости с обыденностью. Парус, как и человек, не удовлетворён покоем, он ищет бури и волнения, надеясь найти в них своё успокоение. Таким образом, метафора позволяет глубже раскрыть внутренний мир героя, его мятежность и стремление к духовным испытаниям, которые способны дать ему ощущение жизни и смысла.
6. Перечитайте каждую строфу. Какие рифмы использует поэт? Прочитайте рифмующиеся строки.
В стихотворении Михаила Лермонтова «Парус» используется перекрёстная рифма (ABAB). Прочитаем рифмующиеся строки:
1. Первая строфа:
o Белеет парус одинокой (A)
o В тумане моря голубом!.. (B)
o Что ищет он в стране далёкой? (A)
o Что кинул он в краю родном?.. (B)
2. Вторая строфа:
o Играют волны — ветер свищет, (A)
o И мачта гнётся и скрыпит… (B)
o Увы! он счастия не ищет (A)
o И не от счастия бежит! (B)
3. Третья строфа:
o Под ним струя светлей лазури, (A)
o Над ним луч солнца золотой… (B)
o А он, мятежный, просит бури, (A)
o Как будто в бурях есть покой! (B)
Перекрёстная рифма помогает создать гармоничное звучание стихотворения и подчёркивает его меланхоличное настроение.
7. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Для выразительного чтения стихотворения Михаила Лермонтова «Парус» важно передать его эмоциональный тон — сочетание меланхолии, тревоги и стремления к свободе. Вот рекомендации для выразительного чтения:
1. Первая строфа:
• Читайте медленно и задумчиво, чтобы подчеркнуть одиночество паруса. Сделайте акцент на словах «одинокий» и «далёкой», чтобы передать чувство отдалённости и оторванности.
• После строки «Что кинул он в краю родном?» сделайте небольшую паузу, чтобы дать слушателю почувствовать разрыв между прошлым и будущим.
2. Вторая строфа:
• Здесь появляется больше движения. Ускорьте темп, чтобы передать динамику моря: «Играют волны — ветер свищет».
• На словах «Увы! он счастия не ищет» замедлите темп и добавьте лёгкую грусть, чтобы подчеркнуть внутренний конфликт паруса.
3. Третья строфа:
• Начните с мягкого, спокойного тона: «Под ним струя светлей лазури».
• Постепенно усиливайте голос на словах «А он, мятежный, просит бури», передавая нарастающее напряжение и внутреннюю мятежность паруса.
• Завершите строчку «Как будто в бурях есть покой!» с интонацией задумчивости и лёгкой иронии, делая паузу после окончания, чтобы дать слушателю осмыслить парадокс этой мысли.
Дополнительные рекомендации:
• Используйте паузы между строфами, чтобы подчеркнуть изменение настроения.
• Старайтесь интонацией выделять ключевые слова: «одинокий», «мятежный», «покой».
Эти приёмы помогут передать глубокий смысл стихотворения и его эмоциональную насыщенность.
8. Выучите стихотворение наизусть.
Михаил Лермонтов
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением