Упр.115 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 115 1 Прочитайте выразительно отрывок стихотворения «Ковыль». Какова его тема? Как вы думаете, почему оно состоит всего из одного предложения? Какой поэтический приём...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
115 1 Прочитайте выразительно отрывок стихотворения «Ковыль». Какова его тема? Как вы думаете, почему оно состоит всего из одного предложения? Какой поэтический приём использовал автор?
Точно призрак умирающий2,
На степи ковыль качается,
Смотрит месяц догорающий2,
Белой тучкой омрачался,
И блуждают тени смутные
По пространству неоглядному,
И непрочные, минутные,
Что-то шепчут ветру жадному...
(К. Бальмонт)
Тема стихотворения — картина степи ночью, передающая атмосферу таинственности, эфемерности и ускользающей красоты природы.
Стихотворение состоит из одного предложения, чтобы передать плавное, непрерывное течение времени и движения природы. Это помогает создать образ бескрайних степных просторов и ощущение движения, которое охватывает все элементы пейзажа.
Автор использовал ассонанс, благодаря которому стихотворение воспринимается как единое целое, и каждое его звено связано с предыдущими. Такой приём помогает подчеркнуть единство мира природы.
2. Выполните синтаксический разбор предложения. Объясните постановку знаков препинания.
1) Точно призрак умирающий,
(запятая выделяет сравнительный оборот)
На степи ковыль качается,
(запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью)
2) Смотрит месяц догорающий,
(запятая выделяет деепричастный оборот)
Белой тучкой омрачаяся,
(запятая выделяет части сложного предложения с сочинительной связью)
3) И блуждают тени смутные
По пространству неоглядному,
(запятая выделяет обособленные определения)
И непрочные, минутные,
(запятая выделяет обособленные однородные определения)
Что-то шепчут ветру жадному...
(К. Бальмонт)
По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации — невосклицательное.
Первая грамматическая основа — ковыль качается; ковыль — подлежащее, выражено именем существительным в форме единственного числа, именительного падежа; качается — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме настоящего времени, изъявительного наклонения, несовершенного вида, единственного числа, третьего лица.
Вторая грамматическая основа — смотрит месяц; месяц — подлежащее, выражено именем существительным в форме единственного числа, именительного падежа; смотрит — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме настоящего времени, изъявительного наклонения, несовершенного вида, единственного числа, третьего лица.
Третья грамматическая основа — блуждают тени и шепчут; тени — подлежащее, выражено именем существительным в форме множественного числа, именительного падежа; блуждают, шепчут — простые глагольные сказуемые, выражены глаголами в форме настоящего времени, изъявительного наклонения, несовершенного вида, множественного числа, третьего лица.
В предложении три грамматические основы. Значит, предложение сложное, состоит из трех частей. Перед союзом и ставится запятая. Между частями отношения соединительные, одновременность действий.
Первая часть «Точно призрак умирающий, На степи ковыль качается» — предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено сравнительным оборотом.
Вторая часть «Смотрит месяц догорающий, Белой тучкой омрачаясь» — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом.
Третья часть «И блуждают тени смутные По пространству неоглядному, И непрочные, минутные, Что-то шепчут ветру жадному...» — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обособленными однородными одиночными определениями.
3. Какие изобразительно-выразительные средства языка используются в тексте? Помогают ли они понять тему и основную мысль стихотворения?
Изобразительно-выразительные средства языка:
1. Эпитеты:
o «призрак умирающий»
o «месяц догорающий»
o «тени смутные»
o «пространство неоглядное»
o «ветру жадному»
Эти эпитеты передают ощущение хрупкости, неуловимости и таинственности ночной степи, усиливая атмосферу умирающей красоты.
2. Метафоры:
o «В степи ковыль колышется» (ковыль как символ хрупкости и эфемерности).
o «Что-то шепчут ветру жадному...» (ветер олицетворяется как живое существо).
Метафоры помогают передать не только внешний вид степи, но и внутреннее состояние природы, её скрытую жизнь.
3. Олицетворение:
o «Ковыль колышется» (ковыль представлен как живой, движущийся объект).
o «Шепчут ветру жадному…» (создаётся образ диалога между стихиями).
Олицетворение оживляет картину, делает природу одухотворённой и полной жизни.
4. Сравнение:
o «Точно призрак умирающий» — сравнение ковыля с умирающим призраком подчёркивает его неустойчивость и зыбкость.
Все эти средства помогают лучше понять основную мысль стихотворения: красоту природы, её мгновенность и изменчивость, её эфемерность и таинственность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением