Упр.112 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.
Увидя, что топор Крестьянин нёс,
«Голубчик, — Деревцо сказало молодое,
Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он силесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою сей стране,
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостина».
Взялся Крестьянин за топор,
И Дереву, как другу,
Он оказал услугу:
Вкруг Деревца большой очистился простор;
Но торжество его недолго было!
То солнцем дерево печёт,
То градом, то дождём сечёт,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.
«Безумное! — ему сказала тут змея, —
Не от тебя ль беда твоя?
Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,
Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,
Тебя бы старые деревья берегли;
А если б некогда деревьев1 тех нс стало,
И время их бы отошло,
Тогда в свою чреду ты столько1 б возросло,
Усилилось и укрепилось,
Что нынешней беды с тобой бы не случилось,
И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»
«Голубчик, — Деревцо сказало молодое, —
Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Взялся Крестьянин за топор,
И Дереву, как другу,
Он оказал услугу:
Вкруг Деревца большой очистился простор;
Но торжество его недолго было!
То солнцем дерево печёт,
То градом, то дождём сечёт,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.
2. Сформулируйте основную мысль текста. В какой композиционной части басни может содержаться основная мысль?
Основная мысль басни: Не стоит пренебрегать защитой и поддержкой окружающих ради мнимого освобождения или выгоды. Поспешные и необдуманные решения, ведущие к разрушению привычного уклада, могут принести больше вреда, чем пользы. Иногда ограниченное пространство и защита извне оказываются необходимыми условиями для роста и процветания.
Композиционная часть басни: Основная мысль часто содержится в заключительной части басни, где герои осознают свои ошибки и происходит моральное осуждение или поучение. В данном случае это слова змеи, которая объясняет Деревцу, что именно его желание избавиться от окружения привело к гибели. Основная мысль заключена в последних строках, начиная с: «Безумное! — ему сказала тут змея, — Не от тебя ль беда твоя?»
3. Найдите в тексте басни заимствованные слова. Из какого языка они заимствованы? Какую стилистическую окраску придают тексту эти слова?
В басне можно выделить следующие заимствованные слова:
1. Простор — заимствовано из древнерусского или старославянского языка (через церковнославянский). Придаёт тексту возвышенную и архаичную окраску.
2. Помеха — происходит от древнерусского или старославянского. Используется в обиходной речи, но в данном контексте звучит формально.
3. Торжество — заимствование из латинского через церковнославянский язык. В тексте это слово придаёт особое значение моменту, подчеркивая победное настроение Деревца перед падением.
4. Чреда — старославянское слово, которое также придаёт архаичность и торжественность стиху.
5. Топор – из индоевропейского языка.
Эти заимствования из старославянского языка добавляют басне стилистическую возвышенность и книжность, создавая особую атмосферу и подчёркивая моральный урок.
4. Укажите слова, в которых нарушены орфоэпические нормы из-за ритма и размера стиха.
В тексте басни присутствуют слова, в которых орфоэпические нормы нарушены для сохранения ритма и рифмы:
1. Он сплесть изволил — используется устаревшая форма для ритмического соответствия.
2. Сей — устаревшая форма слова «этой» (сохранение размера стиха).
3. Тебя б вредить ни зной, ни ветры не могли — сокращение частицы «бы» для удобства произношения и ритма.
4. И время их бы отошло — постановка частицы «бы» в нестандартной позиции.
5. Ты б выдержать могло — сокращение частицы «бы».
6. Стране – стороне.
7. Вкруг – вокруг.
8. Чреду – череду, очередь.
9. Взялся – взялся.
Эти изменения делают стихотворение ритмически более плавным, но требуют внимательного прочтения для восстановления нормативного произношения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением