Ответы на вопросы на стр.11 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Р. Г. Гамзатов
О Родине, только о Родине
(В сокращении)
О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.
В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.
Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои —
О Родине, только о Родине...
1. Прочитайте заголовок стихотворения. Какие слова повторяются? С какой целью автор использует приём повтора? Объясните.
В заголовке и тексте стихотворения Расула Гамзатова «О Родине, только о Родине» постоянно повторяются слова «Родина» и фраза «О Родине, только о Родине». Автор использует приём повтора, чтобы подчеркнуть главную тему стихотворения и выразить глубокую привязанность и любовь к Родине.
Повтор этих слов создаёт ощущение непрерывной связи, показывая, что Родина занимает центральное место в мыслях и чувствах автора. Постоянный акцент на Родине помогает передать, что все переживания, мечты и надежды связаны именно с ней. Этот приём усиливает эмоциональное воздействие стихотворения и подчёркивает важность Родины в жизни каждого человека.
2. Прочитайте первую строфу. Обратите внимание, как она построена, как меняется в ней интонация.
В первой строфе стихотворения Расула Гамзатова «О Родине, только о Родине» повторяющиеся вопросы создают задумчивую и меланхоличную атмосферу, переходящую в твёрдую и уверенную интонацию.
Построение строфы и смена интонации
1. Вопросы — строфа начинается с двух риторических вопросов:
o «О чём эта песня плакучих берёз, Мелодия, полная света и слёз?»
o «О чём за холодным гранитом границ Тоска улетающих на зиму птиц?»
Эти вопросы передают глубокую задумчивость и выражают лирическое размышление о Родине. Автор как бы приглашает читателя задуматься над тем, что символизируют берёзы, свет и слёзы, тоска улетающих птиц. Интонация здесь мягкая и созерцательная.
2. Ответы — каждый вопрос завершает утвердительная строка:
o «О Родине, только о Родине.»
Здесь интонация меняется на уверенную и решительную. Автор подчёркивает, что всё это связано с Родиной — и мелодия, полная света и слёз, и тоска птиц за границей. Повтор строки усиливает значимость этой мысли, подчёркивая центральную тему стихотворения.
Таким образом, в первой строфе интонация постепенно переходит от задумчивости к уверенности, передавая глубину чувств автора к Родине.
3. Прочитайте вторую строфу. Как вы понимаете слова: «В минуты печали, в годину невзгод кто нас приголубит и кто нас спасёт?» Обсудите. Обоснуйте своё мнение.
В строках «В минуты печали, в годину невзгод кто нас приголубит и кто нас спасёт?» поэт подчеркивает, что Родина является не только местом, где мы живём, но и источником поддержки и защиты в трудные времена. Эти слова можно понимать так, что, когда человеку тяжело, он обращается к своей Родине за утешением и вдохновением, а также ощущает ответственность поддерживать и защищать её в ответ.
Поэт использует образ «приголубит», который ассоциируется с материнской заботой и нежностью. Это символизирует Родину как нечто родное и близкое, что способно согреть и успокоить в трудные минуты, как заботливая мать или родной дом. Родина здесь представляется как источник силы, способный спасти человека в тяжёлые времена, когда он нуждается в поддержке.
Вторая часть строфы «Кого в лютый холод нам надо согреть И в трудные дни мы должны пожалеть?» подчёркивает, что отношение к Родине должно быть взаимным. Родина нуждается в нашей поддержке и заботе, особенно в моменты, когда ей трудно, например, во время кризисов или угроз.
Таким образом, эти строки выражают мысль о взаимной связи между человеком и Родиной: как Родина поддерживает нас, так и мы должны заботиться о ней, помогая ей в сложные периоды.
4. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
Главная мысль стихотворения Расула Гамзатова «О Родине, только о Родине» заключается в том, что Родина — это не только место, где человек живёт, но и источник силы, любви и поддержки. В трудные моменты мы обращаемся к ней за утешением и защитой, а также чувствуем ответственность за её благополучие и готовы заботиться о ней. Родина — это то, что объединяет нас и даёт смысл жизни, вызывая чувство преданности и любви.
5. Прочитайте стихотворение выразительно.
Для выразительного чтения стихотворения Расула Гамзатова «О Родине, только о Родине» важно передать глубину чувств, с которыми автор говорит о своей любви и преданности Родине. Вот несколько советов для такого чтения:
1. Начинайте мягко и задумчиво — строки о «плакучих берёз» и «тоске улетающих птиц» передают тонкую лиричность, поэтому важно читать их с лёгкой грустью и замедлением, как будто погружаясь в размышления о Родине.
2. Усиление интонации на вопросах — в каждой строфе звучат вопросы, которые постепенно создают напряжение. Читайте вопросы чуть громче и медленнее, подчёркивая, что каждый из них выражает важные размышления о Родине.
3. Уверенность и сила в ответах — фразы «О Родине, только о Родине» и «Родина, только лишь Родина» читайте с твёрдой, убеждённой интонацией. Это момент утверждения, который символизирует неоспоримую связь с Родиной и её важность для поэта.
4. Последние строки — замедлите и сделайте голос мягче, особенно на строках «Живём мы во имя добра и любви» и «И лучшие песни твои и мои — О Родине, только о Родине…». Завершение должно звучать трепетно и с благодарностью.
Эти интонационные акценты помогут передать любовь, гордость и преданность автора к Родине, которые пронизывают всё стихотворение.
Подберите произведения писателей, художников и композиторов о Родине. Подготовьте презентацию и представьте её в классе.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением