Упр.107 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст про себя, а затем вслух. Определите, какие цифры нужно вставить вместо точек.Из каких частей состоит...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст про себя, а затем вслух. Определите, какие цифры нужно вставить вместо точек.Из каких частей состоит...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст про себя, а затем вслух. Определите, какие цифры нужно вставить вместо точек.Из каких частей состоит...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст про себя, а затем вслух. Определите, какие цифры нужно вставить вместо точек.Из каких частей состоит...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Спишите, вставляя ъ или ъ. Докажите правильность выбора, опираясь на следующий образец.
ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ В слове съездить надо писать разделительный знак между буквами с и е, иначе слово будет читаться «сездить». Разделительный знак находится между приставкой и корнем — съездить. Значит, пишем букву ъ.
Бур(?)ян, об(?)явить, с(?)есть, бар(?)ер, разъединить, свин(?)и, вороб(?)и, лис(?)и, от(?)езд, об(?)яснить.

Бурьян. – В слове «бурьян» надо писать разделительный знак между буквами «р» и «я», иначе слово будет читаться «бурян». Разделительный знак находится внутри корня – бурьян. Значит пишем букву «ь».
Объявить. – В слове «объявить» надо писать разделительный знак между буквами «б» и «я», иначе слово будет читаться «обявить». Разделительный знак находится между приставкой и корнем – объявить. Значит пишем букву «ъ».
Съесть. – В слове «съесть» надо писать разделительный знак между буквами «с» и «е», иначе слово будет читаться «сесть». Разделительный знак находится между приставкой и корнем – съесть. Значит пишем букву «ъ».
Барьер. – В слове «барьер» надо писать разделительный знак между буквами «р» и «е», иначе слово будет читаться «барер». Разделительный знак находится внутри корня – барьер. Значит пишем букву «ь».
Разъединить. – В слове «разъединить» надо писать разделительный знак между буквами «з» и «е», иначе слово будет читаться «разединить». Разделительный знак находится между приставкой и корнем – разъединить. Значит пишем букву «ъ».
Свиньи. – В слове «свиньи» надо писать разделительный знак между буквами «н» и «и», иначе слово будет читаться «свини». Разделительный знак находится за корнем – свиньи. Значит пишем букву «ь».
Воробьи. – В слове «воробьи» надо писать разделительный знак между буквами «б» и «и», иначе слово будет читаться «вороби». Разделительный знак находится за корнем – воробьи. Значит пишем букву «ь».
Лисьи. – В слове «лисьи» надо писать разделительный знак между буквами «с» и «и», иначе слово будет читаться «лиси». Разделительный знак находится за корнем – лисьи. Значит пишем букву «ь».
Отъезд. – В слове «отъезд» надо писать разделительный знак между буквами «т» и «е», иначе слово будет читаться «отезд». Разделительный знак находится между приставкой и корнем – отъезд. Значит пишем букву «ъ».
Объяснить. – В слове «объяснить» надо писать разделительный знак между буквами «б» и «я», иначе слово будет читаться «обяснить». Разделительный знак находится между приставкой и корнем – объяснить. Значит пишем букву «ъ».

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Внимательно прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Перескажите его и ответьте на вопрос: «Почему морфемы называются значимыми частями слова?»
1. Морфема — минимальная значимая часть слова. В отличие от звука и слога она что-то означает в слове, то есть передаёт определённое значение.
Например, в существительном домики выделяются три морфе-
мы: домик[и]. Каждая морфема имеет в слове значение.
Корень -долг- обозначает «здание» (сравните: домостроительный комбинат, домовладелец, бездомный).
Суффикс -ик- показывает, что речь идёт о маленьком доме (сравните: столик — маленький стол).
Окончание -и выражает значение множественного числа (домик не один, их несколько) и именительного или винительного падежа имени существительного.
Итак, на примере существительного домики мы доказали, что каждая морфема в слове что-либо означает, поэтому она называется значимой частью слова.
2. Приставка, корень, суффикс и окончание — морфемы.
3. Приставка и суффикс в основном используются для образования новых слов. Это словообразующие морфемы.
Окончание используется для образования форм слова. Это формообразующая морфема.

Морфемы – это приставка, корень, суффикс и окончание. Они называются значимыми частями слова, потому что каждая из них передаёт определённое значение. Корень содержит основное значение слова и вех однокоренных слов. Суффикс и приставка вносят дополнительные оттенки значения в слово. Окончание указывает на часть речи и форму, в которой эта часть речи употреблена.
Например, в существительном «домики» три морфемы: домики.
Корень «-дом-» обозначает «здание»
Суффикс «-ик-» показывает, что речь идёт о маленьком доме.
Окончание «-и» выражает значение множественного числа и именительного или винительного падежа имени существительного.
На примере слова «домики» мы доказали, что каждая морфема в слове что-либо обозначает, поэтому и называется значимой частью слова.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Определите, какие цифры нужно вставить вместо точек.
Из каких частей состоит слово переходный ? Можно но-разному ответить на этот вопрос. Одни скажут, что в слове ... звуков, другие — ... букв, третьи выделят ... слога, а четвёртые обозначат в слове приставку пере ., корень -ход-, суффикс -н- и окончание -ый. Кто же прав?
Каждый ответ правильный, потому что в слове действительно можно выделить звуки, буквы (если слово записано), слоги и морфемы (корень, приставку, суффикс, окончание).

1. Выразительно прочитайте текст. Выпишите глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать». Приведите примеры слов, в которых приставка имеет такое же значение.
Мыли, мыли, мыли,
Смыли горы пыли.
Тёрли, тёрли, тёрли,
Стёкла перетёрли.
Мелом, словно мылом,
Чисто их отмыли.
Может, синим небом
Окна застеклили? (Ю. Яковлев)
Смыли, перетёрли, отмыли, застеклили.
Примеры: списали, перешли, отнесли, зарисовали, приплыли, дочитали, изрисовали, исчертили, выпилили, разрезали, рассказали.
2. Сколько глаголов в этом тексте? Какие грамматические признаки их объединяют?
В этом тексте 10 глаголов. Их объединяют общие грамматические признаки: прошедшее время, множественное число.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением