Ответы на вопросы на стр.107 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Кто главные герои баллады?
Главными героями баллады «Кубок» в переводе В. Жуковского являются:
1. Царь — владыка, который бросает золотой кубок в море и призывает своих подданных, рыцарей и латников, проявить смелость и вытащить его из пучины. Царь здесь олицетворяет власть, желание испытать храбрость других и, возможно, капризное отношение к жизни своих подданных.
2. Молодой паж — юный герой, который откликается на вызов царя. Несмотря на опасность и страх, он решается на смелый поступок и прыгает в море за кубком. Паж символизирует молодость, смелость и стремление к подвигу, но его судьба показывает, что смелость без благоразумия может привести к трагедии.
Эти два персонажа олицетворяют противоположные силы: власть и силу против молодости и храбрости.
2. Как проявляются рыцарское благородство и жестокость героев баллады?
В балладе «Кубок» рыцарское благородство и жестокость героев проявляются через их действия и мотивацию. Паж, откликнувшийся на вызов царя, демонстрирует благородство в своей смелости и решимости, готовности пожертвовать собой ради выполнения поручения. Его стремление к подвигу, несмотря на опасность, подчеркивает его юношескую доблесть и желание заслужить признание. В то же время рыцари и латники, которые отказались участвовать в сомнительном испытании, показывают благородство в другом аспекте — их благоразумие и осознание опасности заставляют их отказаться от рискованного поступка, не желая ставить свою жизнь на кон ради каприза царя.
Однако на фоне этих проявлений благородства стоит жестокость царя, который своим поступком демонстрирует полное отсутствие сочувствия и заботы о своих подданных. Он бросает золотой кубок в море и требует от них рисковать жизнью ради своей прихоти, что свидетельствует о его эгоизме и безжалостности. Особенно жестоко его повторное требование к пажу вновь погрузиться в опасную пучину, несмотря на очевидную угрозу жизни. Таким образом, в балладе жестокость царя контрастирует с благородством пажа и благоразумием рыцарей, создавая драматическое напряжение и подчеркивая трагичность происходящего.
3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
В балладе «Кубок» поступки героев можно оценить с разных сторон. Я приветствую смелость пажа, который решился на опасный поступок, откликнувшись на вызов царя. Его готовность пожертвовать собой ради подвигов и желание доказать свою храбрость достойны уважения. Тем не менее, несмотря на эту смелость, его повторное решение прыгнуть в пучину после первого спасения вызывает у меня скорее сочувствие, чем одобрение, так как оно показывает не только отвагу, но и юношескую неосторожность и отсутствие самосохранения.
Решение рыцарей и латников не участвовать в опасном испытании я скорее оправдываю. Их отказ бросаться в пучину можно рассматривать как благоразумие и понимание того, что ценность жизни выше желания удовлетворить каприз царя. Их поступок демонстрирует зрелость и осознание ответственности за свою жизнь, что является важным качеством.
Осуждение заслуживает поведение царя. Его поступки свиде-тельствуют о жестокости и безразличии к жизням своих подданных. Бросая кубок в море и требуя от других людей рисковать жизнью ради своей прихоти, он проявляет эгоизм и властное злоупотребление. Особенно жестоко его поведение, когда он после первого успешного возвращения пажа требует от него повторного погружения в опасную пучину. Такой поступок не только бесчеловечен, но и демонстрирует абсолютное пренебрежение к жизни других людей, что вызывает осуждение.
4. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
В балладе «Кубок» авторское отношение к героям проявляется через их поступки и последствия этих поступков. Царя автор явно осуждает, изображая его жестоким и эгоистичным. Царь играет жизнями своих подданных, ставя их перед смертельно опасным испытанием ради своего удовольствия. Это отношение видно в описании его поступков, которые вызывают у окружающих страх и тревогу, а также в том, как автор подчеркивает капризность и жестокость царя, особенно когда он требует от пажа повторного погружения в опасную пучину, что в итоге приводит к гибели молодого человека.
Пажа автор, скорее всего, жалеет. Его смелость и решимость, с одной стороны, вызывают уважение, но с другой стороны, автор показывает трагичность его судьбы. Паж молод, полон стремления к подвигу, но его неопытность и желание заслужить признание приводят к трагическому финалу. Это сочувственное отношение видно в том, как автор описывает первый успех пажа, как он подчеркивает его молодость и решимость, а затем — как на фоне этих добродетелей паж сталкивается с неумолимостью судьбы и капризом царя.
Рыцари и латники, которые не откликнулись на вызов царя, скорее всего, воспринимаются автором с пониманием. Их отказ участвовать в опасном испытании автор описывает без осуждения, что можно интерпретировать как оправдание их благоразумия и осторожности.
Таким образом, автор осуждает жестокость и властное злоупотребление царя, жалеет пажа, который пал жертвой своей храбрости и наивности, и с пониманием относится к рыцарям и латникам, которые предпочли не подвергать себя бессмысленному риску.
Учимся читать выразительно
1. Подготовьте выразительное чтение по ролям баллады Ф. Шиллера.
Для выразительного чтения баллады Ф. Шиллера "Кубок" по ролям, важно правильно распределить роли, учитывать интонации, эмоциональные акценты и динамику текста. В данном произведении можно выделить следующие основные роли:
1. Царь — произносит свои реплики громко и властно, с нотками вызова и каприза. Его голос должен передавать уверенность и силу, но в то же время жестокость и пренебрежение к жизни других.
2. Паж — молодой, смелый и решительный персонаж. Его речь должна быть энергичной и полна уверенности, но с некоторыми нотками юношеской наивности. В его второй реплике, когда он готовится к повторному погружению, в его голосе должна звучать решимость, но также и обреченность.
3. Рассказчик — нейтральный, повествовательный голос, который связывает все реплики вместе, описывая происходящее. Голос рассказчика должен быть спокойным, но в моменты напряжения — более взволнованным, чтобы подчеркнуть драматизм событий.
Пример распределения реплик и их исполнение:
Рассказчик:
"Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой."
Царь (с громким вызовом):
"Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной."
Рассказчик:
"Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье — на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет."
Царь (с нарастающей угрозой в голосе):
"И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»"
Рассказчик:
"И все безответны... вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперёд;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладёт..."
Рассказчик (с восхищением и тревогой):
"И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
И он подступает к наклону скалы,
И взор устремил в глубину..."
Паж (с решимостью и смирением):
"Спасителя-Бога призвал."
Рассказчик (нарастает напряжение, затем резко сменяется тишиной):
"И дрогнули зрители, все возопив, —
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасёт никакая уж сила."
Рассказчик:
"Но вот, спустя время, из мрака морского
Волны разомкнулись — и вот:
С кубком в руке из пучины глубокой
Юноша в свет всплывёт."
Царь (громко и с вызовом, но теперь с ноткой жестокого наслаждения):
"Кто смелый, пусть снова в пучину сойдёт!"
Паж (с решимостью, но уже с ощущением роковой обреченности):
"Спасителя-Бога вновь призываю."
Рассказчик (с трагизмом):
"И паж вновь нырнул, и шумит океан,
И больше его не видали.
Пучина на веки скрыла его."
Заключение
Это пример того, как можно распределить роли и передать эмоции героев в процессе чтения баллады по ролям. Участвующим в чтении важно чувствовать драматизм и трагизм баллады, чтобы максимально погрузить слушателей в атмосферу произведения. Репетиция поможет настроить интонацию и динамику каждой реплики.
2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
При чтении баллады «Кубок» вслух я бы акцентировал внимание на сочетании тревожных и торжественных интонаций, которые будут повторяться особенно часто, создавая атмосферу напряжения и драмы.
1. Торжественные интонации появятся в речах царя. Его реплики должны звучать громко, с чувством власти и вызова. Царь наслаждается своей властью и играми с жизнями подданных, поэтому его голос будет уверенным, даже несколько надменным, особенно когда он бросает кубок в море и предлагает испытание.
2. Тревожные интонации будут доминировать в описательных частях баллады, особенно когда рассказывается о бездне, волнении моря и опасности, которую представляет собой пучина. Эти моменты нужно передавать с напряжением в голосе, чтобы создать ощущение надвигающейся беды. Также тревога должна звучать в репликах пажа, когда он готовится прыгнуть в море, и в голосах зрителей, наблюдающих за его действиями.
3. Грустные и печальные интонации появятся ближе к финалу, когда становится понятно, что подвиг пажа приведет к трагедии. Эти интонации важны в момент второго погружения пажа, когда на фоне его решимости чувствуется обреченность, а также в финале, когда зрители осознают, что юноша погиб.
Таким образом, при чтении баллады я бы старался балансировать между торжественными и тревожными интонациями, постепенно усиливая грусть и трагизм к концу. Эти повторяющиеся интонации помогут передать эмоциональную глубину произведения и усилить драматическое напряжение, которое Шиллер заложил в этот текст.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением