Ответы на вопросы на стр.107 Часть 1 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)

Изображение Вопросы и задания1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.Писатель рассказывает о давно...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.
Писатель рассказывает о давно прошедших днях, что заметно по множеству деталей, передающих атмосферу того времени. Во-первых, текст полон описаний деревенского быта и предметов, которые были характерны для старинного уклада жизни: «морозные узоры на окнах», «старый каретник», «скамейка, смазанная коровьим навозом для лучшего скольжения». Эти детали показывают, что события происходят в деревне, где соблюдаются старинные традиции и обычаи.
Во-вторых, упоминаются такие персонажи, как Пахом, деревенский плотник, и Аркадий Иванович — учитель с ярко-рыжей бородой, который, несмотря на свою образованность, тоже полностью вписывается в деревенскую обстановку. Его манера общаться и воспитательная роль также характерны для традиционной сельской жизни, когда учитель был одним из главных авторитетов для детей.
В-третьих, сама обстановка в доме и подход к воспитанию детей указывают на прошлое. Никита может тихо улизнуть из дома на улицу, что подчеркивает простоту и безопасность тогдашней жизни. Отсутствие современных технологий, таких как отопление или стеклопакеты, делает зиму особенно заметной в жизни героев: «в сенях замёрзла вода в кадке».
Наконец, текст наводит на мысль о прошлом и из-за языка, которым пользуется писатель. Обороты и выражения, такие как «пахучих стружек», «положил на стекло», «взялся за верёвочку», «синие дымки поднимались», создают ощущение старинного русского языка, живого, но уже утраченного в современной повседневности.
Таким образом, все эти элементы воссоздают атмосферу давно ушедшей эпохи, которую автор показывает с любовью и теплотой, словно приглашая нас погрузиться в детство и ощущение уютной, немного наивной сельской жизни.
2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
Да, было интересно узнать о жизни Никиты и его отношениях с близкими, потому что они наполнены теплотой, вниманием и уважением. Благодаря этим отношениям мы видим, как формируется характер мальчика и какие ценности ему прививают.
Отношения с мамой
Мама Никиты заботливая и любящая. Она интересуется его самочувствием, спрашивает, как он спал, и заботится о его здоровье, прося надеть тёплую одежду, несмотря на сопротивление мальчика. Её взгляд, когда она просит его надеть башлык, строгий, но доброжелательный, что показывает её желание уберечь сына. Мама также поддерживает атмосферу уюта и традиций в доме, заботясь об утреннем чае и тепле.
Отношения с учит
Учитель Аркадий Иванович — яркий персонаж, наделённый чувством юмора и терпимостью. Отношения между ним и Никитой — это не просто взаимодействие учителя и ученика, а скорее дружеское наставничество. Аркадий Иванович поддерживает дисциплину, но делает это мягко и с юмором. Он не просто заставляет Никиту учиться, а умело включает в процесс интересные элементы, например, даёт задания с «купцом», в образе которого Никита представляет себе персонажа.
• Не наказывал и не обижал: Аркадий Иванович никогда не наказывает Никиту, даже когда тот позволяет себе смеяться во время уроков. Вместо этого он мягко упрекает его: «Чему ты смеёшься?»
• Шутил: Учитель часто подмигивает и шутит. Например, когда говорит
• Добивался послушания без принуждения: Аркадий Иванович умеет добиваться уважения и послушания Никиты без давления. Он не повышает голос и не применяет строгость, но при этом поддерживает порядок и учит мальчика вниманию и терпению, что видно по их занятиям арифметикой.
Итог
Отношения Никиты с мамой и учителем учат его уважению, доброте и дисциплине. Аркадий Иванович и мама показывают Никите, как важно быть терпеливым, вдумчивым и внимательным. В результате Никита растёт в атмосфере доброты и заботы, где его воспитывают личным примером, мягкими наставлениями и тёплым общением.
3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
Учитель Никиты, Аркадий Иванович, описан как «человек с рыжей бородкой», «удивительно расторопный и хитрый». Он всегда был «невинно весел», «всегда подмигивал» и «никогда не говорил прямо, а так, что сердце ёкало». Аркадий Иванович обладал особым чувством юмора, часто делал вид, что говорит серьёзно, но в его словах всегда скрывалась шутка или намёк, из-за чего Никите приходилось быть внимательным и стараться понять истинный смысл слов учителя.
Никите приходилось «держать ухо востро» с Аркадием Ивановичем, потому что учитель мог внезапно перейти от шутливого тона к серьёзному наставлению, проверяя, насколько ученик внимателен и сообразителен. Например, он любил усложнять арифметические задачи и давать загадочные задания, которые требовали от Никиты терпения и сосредоточенности. Аркадий Иванович, не прибегая к строгим мерам, учил Никиту внимательности и старательности через игру и неожиданности, что делало обучение интересным, но требовало от мальчика постоянной готовности понять скрытый смысл слов учителя.
4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал? А ваше слово — закон («сказал — сделал»)?
Пахом был кривым и рябым мужчиной, но, несмотря на свою внешность, он обладал твёрдым и надёжным характером. Его отличительной чертой была ответственность и обязательность в делах. Он говорил: «Если я сказал, значит, сделаю», — и это действительно отражало его отношение к своему слову. Если Пахом что-то обещал, он обязательно выполнял своё обещание, что делает его примером человека, которому можно доверять и на которого можно положиться.
Эта черта, умение держать слово, показывает его как человека слова и дела, ценящего ответственность и честность. В современном мире такие качества очень важны, поскольку они позволяют строить доверительные отношения и быть примером для окружающих.
5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?
Больше всего мне понравился Никита, потому что он показан любознательным, жизнерадостным и активным мальчиком. Его интерес к окружающему миру и задор делают его образ очень живым и ярким. Никита любит приключения, ему интересно познавать новое, что особенно заметно, когда он с нетерпением ждёт возможности отправиться на прогулку или когда он общается со своим учителем Аркадием Ивановичем.
Кроме того, его отношения с Пахомом и Аркадием Ивановичем раскрывают его уважение к старшим, а его жизнерадостность и любознательность показывают стремление к знаниям. Этот персонаж запомнился мне тем, что в нём сочетаются детская наивность и стремление к самостоятельности, что вызывает симпатию и интерес к его судьбе.
6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.
Никита чем-то похож на меня и моих друзей. В нём есть те черты, которые я ценю в окружающих: любознательность, активность и доброта. Мне нравится, что он с интересом познаёт мир и готов учиться, даже если иногда ему это даётся нелегко. Он не боится задавать вопросы и проявляет смелость, что, на мой взгляд, тоже важно.
В людях я ценю честность, ответственность и отзывчивость. Мне нравятся те, кто умеет держать слово, как Пахом, кто готов поддержать в трудной ситуации, как мама Никиты, и кто умеет шутить и смотреть на жизнь с юмором, как его учитель. Эти черты делают общение с такими людьми приятным и надёжным, а также вдохновляют на собственное развитие и стремление стать лучше.
7. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.
Сочинение-рассуждение на тему «Черты характера, которые я ценю в людях»
Каждый человек уникален, и у каждого из нас есть свои качества и черты характера, которые делают нас такими, какие мы есть. Но среди множества качеств, которые люди проявляют в жизни, есть те, которые особенно ценятся и вызывают уважение. Мне бы хотелось рассказать о тех чертах характера, которые я особенно ценю в людях и считаю важными для себя и окружающих.
Во-первых, я высоко ценю честность. Честный человек всегда говорит правду, даже если она неприятна или сложна для восприятия. Он не скрывает своих мыслей и намерений, и с ним можно быть уверенным, что за его словами не скрываются обман или манипуляции. Честность создаёт доверие между людьми, делает отношения крепкими и искренними. Вспоминая героя рассказа — Пахома, я вижу пример человека, который отвечает за свои слова и поступки, что подтверждается его принципом: «сказал — сделал».
Во-вторых, для меня очень важно чувство ответственности. Это качество проявляется в умении держать слово, выполнять обещания и стремиться делать свои дела как можно лучше. Ответственный человек не боится трудностей и всегда доводит начатое до конца, как бы трудно это ни было. Это качество помогает добиваться успехов и быть надёжной опорой для других. Герой рассказа Никита старается быть таким, хотя иногда ему бывает трудно. Но именно такие попытки делают его сильнее и развивают в нём стремление быть лучше.
Кроме того, мне нравится доброта и отзывчивость в людях. Доброта проявляется в заботе о других, в умении поддержать и помочь. Отзывчивые люди всегда готовы откликнуться на просьбу, даже если для этого нужно отложить свои дела. Такие люди, как мама Никиты, становятся источником тепла и комфорта для окружающих. Они создают атмосферу, в которой легко и радостно жить.
Ещё одна черта, которая мне нравится, — чувство юмора. Оно помогает легко смотреть на трудности и находить радость в простых вещах. Учитель Никиты, Аркадий Иванович, показан как человек с хорошим чувством юмора. Он шутит и улыбается, даже когда речь идёт о серьёзных вещах, и тем самым делает обучение более лёгким и интересным для своего ученика.
В заключение скажу, что все эти черты — честность, ответственность, доброта и чувство юмора — помогают людям строить гармоничные и крепкие отношения, быть поддержкой друг для друга. Именно такие качества я ценю в людях и стремлюсь развивать в себе.
8. Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом.
Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.
Одно тёплое слово и в мороз согреет.
Слова хороши, если они коротки.
Когда говоришь — думай.
1. Солнечное утро
Никита просыпается рано утром и медленно открывает глаза. Он видит морозные узоры на окнах, которые блестят в лучах утреннего солнца, словно расписанные серебром. В комнате уютно и тепло, солнечные лучи придают ей особый, сказочный вид. Никита вспоминает, как накануне вечером плотник Пахом пообещал ему доделать санки. Пахом — человек слова, трудолюбивый и ответственный, и Никита уверен, что санки уже ждут его у крыльца. Плотник действительно всё тщательно подготовил: он обработал санки, чтобы они легко скользили по снегу, и пообещал Никите, что они будут служить ему верой и правдой. Для Никиты санки — это не просто зимняя игрушка, а символ заботы и надёжности, ведь Пахом всегда выполняет свои обещания. Никита ждёт, когда можно будет покататься с горки, предвкушая весёлые зимние развлечения.
2. Аркадий Иванович
Аркадий Иванович — учитель Никиты, необычный человек с рыжей бородой и весёлым характером. Он часто шутит и даже подкалывает своих учеников, но делает это доброжелательно. Рано утром он заходит в комнату Никиты, проверяя, проснулся ли его ученик. «Встаёшь, разбойник?» — подмигивает он Никите, всегда поднимая ему настроение. Никита знает, что с Аркадием Ивановичем скучать не придётся: он умеет вовлечь в процесс обучения, хотя и не всегда традиционными способами. За завтраком Аркадий Иванович беседует с Никитой и его мамой, создавая дружескую атмосферу. Он часто даёт неожиданные задания, требуя от ученика внимательности и усердия, поэтому Никите приходится «держать ухо востро». Учитель старается быть не только наставником, но и другом Никиты, учит его не только знаниям, но и жизненной мудрости.
3. Сугробы
После уроков Никита выходит на улицу и видит, что двор покрыт мягким пушистым снегом. Свежий снег сверкает на солнце, и на нём видны глубокие следы людей и животных. Морозный воздух щиплет щёки, а лёгкий ветерок поднимает снежные искорки, которые искрятся в лучах солнца. Никита берёт свои новые санки и отправляется к ближайшей горке, с которой можно скатиться вниз. Он восхищается белыми сугробами, которые кажутся ему волшебными горами. Катаясь на санках, он чувствует радость и свободу, словно вся зима — это его большое игровое пространство. Он исследует снежные просторы, наслаждаясь каждым мгновением. Эта прогулка позволяет ему почувствовать связь с природой и ощутить настоящее зимнее счастье.
4. Таинственное происшествие
Во время обеда мама зачитывает Никите письмо от отца. В письме отец сообщает, что купил Никите подарок, который, по его мнению, мальчик должен заслужить. Эта фраза заставляет Никиту задуматься, ведь ему не терпится узнать, что это за вещь и почему отец считает, что он ещё не готов её получить. Аркадий Иванович, как обычно, подшучивает, намекая, что подарок непростой и Никите придётся постараться, чтобы его заслужить. Мама намекает, что подарок будет связан с приездом гостей из Самары на праздники, что ещё больше интригует мальчика. Никита начинает фантазировать, что это может быть за подарок и какую пользу он принесёт. Вечером, оставшись один, он обсуждает со своим другом свои догадки, надеясь, что вскоре его любопытство будет удовлетворено.
Положительные стороны пересказа:
• Отметьте, если пересказ был чётким и лаконичным, если в нём ясно переданы ключевые моменты.
• Похвалите, если кто-то сумел передать настроение и характер героев так, как это было в тексте.
• Скажите: «Мне понравилось, как ты отметил главное событие» или «Ты здорово описал отношения героев в своём пересказе».
Советы по исправлению ошибок:
• Если в пересказе был упущен важный момент, можно сказать: «Мне кажется, можно добавить ещё один важный момент...»
• Если пересказ получился слишком длинным, можно посоветовать: «Попробуй выразить свою мысль короче. Это поможет другим быстрее понять основную идею».
• Вспомните пословицы, например: «Слова хороши, если они коротки» — иногда лучше сказать меньше, но ёмче.
Применение пословиц:
• Когда вы слушаете пересказ друг друга, старайтесь не перебивать и не говорить одновременно, как в пословице «Хорошо петь вместе, а говорить — порознь».
• Помните, что доброе слово всегда поддерживает, как говорится: «Одно тёплое слово и в мороз согреет».
9. Выберите из текста диалоги, распределите роли, отработайте выразительное чтение.
За чаем матушка сказала, что ночью был сильный мороз, в сенях замёрзла вода в кадке, и когда они пойдут гулять, Никите нужно будет надеть башлык.
Никита: Мама, честное слово, страшная жара.
Матушка: Прошу тебя надеть башлык.
Никита: Щеки колет и душит, я, мама, в башлыке простужусь ещё сильнее.
Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, и голос её дрогнул.
Матушка: Я не знаю, в кого ты такой непослушный.
Аркадий Иванович решительно встал и быстро потёр руки, как будто не было на свете большего удовольствия, чем решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых слипаются глаза.
Аркадий Иванович: Идём заниматься.
10. Возьмите в библиотеке книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» и прочитайте её.
Книга Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» — это автобиографическая повесть, в которой рассказывается о детских годах мальчика Никиты. Толстой изображает идиллический мир, наполненный яркими образами природы, деревенской жизни, теплотой семейных отношений и первыми познаниями окружающего мира.
Краткий пересказ:
Никита — мальчик из дворянской семьи, который живёт в деревне вместе с мамой и учителем Аркадием Ивановичем. Каждый день его жизни наполнен мелкими, но важными событиями: утреннее пробуждение, встречи с друзьями, зимние прогулки по сугробам, приготовление уроков и даже простые разговоры за столом. Он общается с деревенскими жителями, играет на улице, познаёт радости и сложности взросления. Важную роль в его жизни играет учитель Аркадий Иванович, который хоть и строг, но учит Никиту самостоятельности и помогает постигать основы знаний. Мама же всегда проявляет к нему заботу и любовь, стараясь передать семейные ценности и традиции.
Отзыв:
«Детство Никиты» — светлая и трогательная книга, которая передаёт атмосферу прошлого времени, дарит ощущение тепла и уюта. Автор с удивительной точностью описывает чувства и мысли ребёнка, а также неповторимые моменты детства, которые делают эту пору жизни незабываемой. Книга заставляет читателя задуматься о том, как важны в жизни детские впечатления, семейные традиции и первый опыт общения с миром. Чтение этой повести пробуждает ностальгию по собственному детству и напоминает о значении простых радостей и искренних чувств. Это произведение будет интересно как детям, так и взрослым, помогая вспомнить и почувствовать прелесть детства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением