Ответы на вопросы на стр.105-106 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено историческому...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено историческому событию — Бородинской битве, которая произошла 26 августа (7 сентября) 1812 года между русской армией под командованием Михаила Кутузова и французскими войсками Наполеона. Эта битва стала одним из ключевых сражений Отечественной войны 1812 года. В стихотворении Лермонтов передает гордость и патриотизм русских солдат, которые сражались за свою Родину, а также подчёркивает героизм и мужество участников этой битвы.
2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» пронизано глубокой патриотической мыслью и настроением гордости за русских солдат, защитников Отечества. Основная мысль стихотворения заключается в героизме и самоотверженности русских воинов, сражавшихся за свободу своей Родины в Бородинской битве. Лермонтов передает ощущение силы и мужества, а также осознание важности памяти о подвигах предков. Стихотворение выражает тоску по былому времени, когда люди были готовы отдать жизнь за свою страну.
3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?
Рассказ в стихотворении «Бородино» ведётся от лица старого солдата, участника битвы. Это достигает нескольких эффектов:
1. Достоверность и реализм: Рассказчик — непосредственный свидетель событий, что придаёт стихотворению ощущение правдивости и живого опыта.
2. Патриотизм и личная связь: Через воспоминания солдата передаётся искренняя гордость за своё поколение и пережитое сражение, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
3. Повествовательная глубина: Личное восприятие солдата позволяет глубже понять переживания и настроения участников битвы, делая историческое событие более близким и понятным.
4. О чём сожалеет герой стихотворения и что его радует?
Герой стихотворения «Бородино» сожалеет о том, что в его время уже нет таких великих битв и такого патриотического подъёма, который был во время Отечественной войны 1812 года. Он тоскует по тем временам, когда люди были готовы самоотверженно сражаться за Родину. Вместе с тем, героя радует память о былом подвиге и гордость за свою страну, которая смогла противостоять мощной армии Наполеона. Это чувство патриотической гордости передаётся через его рассказ о героическом прошлом.
5. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов создает яркие картины природы и боя, которые оживают перед мысленным взором читателя.
Картины природы:
В начале стихотворения изображена природа перед сражением. В ожидании битвы описывается спокойное утро, которое словно затишье перед бурей: «И ждали мы, вздохнувши, что уж тут скрывать». Эта картина создает атмосферу тревожного ожидания.
Картины боя:
С началом сражения перед читателем разворачивается картина яростного боя. Лермонтов изображает свист пуль, рев пушек, смешение людей и коней: «Земля тряслась, как наши груди», «Пушки слились в реве». Описывается густой пороховой дым, скрывающий поле боя: «И смерть гуляла над полками». Эти образы подчеркивают жестокость и хаос битвы, в которой солдаты сражаются с невероятной отвагой.
Лермонтов мастерски передает не только физические картины боя, но и внутренние чувства солдат, их решимость и мужество, с которым они идут в бой.
6. Как вы понимаете следующие строки?
— Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
— Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
— Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
"Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!.."
Здесь подразумевается, что потеря Москвы в войне 1812 года была обусловлена божественным провидением. Если бы не Божья воля, русские солдаты не уступили бы город врагу.
"Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!.."
Эти строки выражают решимость и готовность солдат сражаться до конца. "Ломить стеною" означает атаковать в полном единстве и с мощью, стоять "головою" — сражаться, не жалея жизни, защищая Родину.
"Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам..."
В этих строках описывается полковник, который был прирожденным воином ("хватом"), верным царю и заботливым по отношению к своим солдатам, как отец к своим детям.
7. Кого объединяет слово «наш» в тексте?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Слово «наш» в тексте стихотворения объединяет всех русских солдат, которые участвовали в Бородинском сражении. Это слово выражает коллективное единство, гордость и принадлежность к русской армии, которая славится своей отвагой и умением вести бой. «Наш рукопашный бой» подчеркивает, что эта форма сражения является отличительной чертой русских воинов, их мощи и смелости, что враги узнали на собственном опыте в день битвы.
8. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова наизусть, важно обратить внимание на следующие аспекты:
1. Темп и ритм: Стихотворение имеет ярко выраженный ритм, который нужно подчеркнуть. Начинайте чтение медленно и размеренно, постепенно наращивая темп в более эмоциональных моментах.
2. Интонация: При чтении обращайте внимание на смену настроения. В начале стихотворения используется спокойный, размышляющий тон, который переходит в более решительный и эмоциональный в описании боя.
3. Паузы: Используйте паузы, чтобы выделить важные моменты. Например, после строки «Уж мы пойдём ломить стеною...» сделайте небольшую паузу, чтобы усилить эффект решимости.
4. Эмоциональная выразительность: Постарайтесь передать чувства солдата: гордость, патриотизм, боль утраты и радость победы. Эти эмоции нужно выразить через голос.
Пример начала чтения:
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Попробуйте прочитать эти строки с акцентом на словах «недаром» и «отдана», передавая напряжение и ожидание ответа.
9. «Бородино» — это первое стихотворение М. Ю. Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения — раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в победных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит голос бывалого солдата с разговорными интонациями и вместе с тем выражающий чувства достоинства и скорбного осознания «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
В стихотворении «Бородино» Лермонтов изображает рядового солдата с такими чертами характера, как мужество, простота и гордость за Родину.
1. Мужество: Солдат готов сражаться за свою страну, что видно в строках: «Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!».
2. Простота: В разговорных интонациях солдат рассказывает о битве, избегая пафоса: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя...».
3. Гордость за Родину: Солдат испытывает гордость за свои подвиги и своих товарищей: «Наш рукопашный бой!..».
В стихотворении «Бородино» Лермонтов также подчеркивает смелость, гордость и верность Родине солдата.
1. Смелость: Солдат сражается с отвагой и готовностью пожертвовать собой: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!».
2. Гордость: Он гордится тем, что был частью великого сражения: «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя».
3. Верность Родине: Солдат без колебаний готов стоять за Родину: «Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!».
Эти черты подчеркивают высокие моральные качества героя и его глубокую привязанность к Родине.
Учимся читать выразительно
1. Подготовьте устный отзыв на выразительное чтение стихотворения «Бородино» одним или несколькими вашими одноклассниками.
Чтение было проникновенным и эмоционально насыщенным. Особенно впечатлила передача чувства гордости и решимости солдат, когда в строках «Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!» был подчеркнут их героизм. Интонация помогла раскрыть мужество и верность Родине, заложенные в стихотворении. Также важно отметить, что паузы и смена темпа были уместны, что добавило глубины и реализма к образу старого солдата.
2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?
В строках стихотворения «Бородино», где чувствуется горечь и сожаление о погибших воинах, интонация обычно замедляется и становится более тихой и задумчивой. Например, в строках «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя: богатыри — не вы!» подчёркивается ностальгия по ушедшим временам и утраченной силе. Голос читателя в таких моментах звучит с легким оттенком печали, что помогает передать скорбное осознание потерь и глубокой значимости этих событий.
3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актёра. Что вам понравилось в актёрском чтении, а что — в чтении одноклассников?
В чтении моих товарищей мне понравилось, что они умеют выразительно передавать настроение стихотворения и акцентировать важные моменты с помощью интонации. Их чтение было живым и эмоциональным. Однако актёрское чтение отличалось более профессиональным подходом. Актёр прекрасно владеет голосом, что позволило ему идеально передать ритм и настроение стихотворения, делая его исполнение особенно впечатляющим и глубоким.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением