Ответы на вопросы на стр.104 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
Осень
(Отрывки)
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагйх своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
VII
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
1. Какие картины осенней природы вы представляете? Расскажите.
В стихотворении «Осень» Александр Пушкин мастерски рисует образы осенней природы, передавая её переход от золотой поры к предзимью.
В первом отрывке поэт описывает позднюю осень: «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей». Здесь мы видим, как деревья сбрасывают последние листья, обнажая ветви. «Дохнул осенний хлад — дорога промерзает» — холодный воздух приводит к замерзанию дорог. Ручей ещё журчит, но пруд уже застыл, что подчёркивает приближение зимы. Сосед отправляется на охоту, и лай собак оживляет уснувшие дубравы.
Во втором отрывке Пушкин восхищается «унылой порой», называя её «очей очарованьем». Он любуется «пышным природы увяданьем», когда леса одеты в багряные и золотые тона. Ветер шумит в их сени, небо покрыто волнистой мглой, редкие лучи солнца и первые морозы предвещают приближение зимы.
Эти образы создают яркую картину осени, переходящей в зиму, подчёркивая красоту и величие природы в период её увядания.
2. Найдите и прочитайте эпитеты — яркие и образные художественные определения.
В стихотворении Александра Пушкина «Осень» можно найти множество эпитетов, которые помогают создать яркие и запоминающиеся образы осенней природы:
1. «Осенний хлад» — подчёркивает холодное дыхание осени.
2. «Нагие ветви» — образно описывает деревья, которые потеряли свои листья.
3. «Журча ручей» — передаёт звук бегущей воды.
4. «Унылая пора» — описывает осень как меланхоличное, но красивое время года.
5. «Очей очарованье» — подчёркивает, что осень завораживает своей красотой.
6. «Пышное природы увяданье» — показывает, что даже в увядании природы есть великолепие.
7. «Багрец и золото» — описывает яркие осенние цвета листвы.
8. «Волнистая мгла» — создаёт образ неба, затянутого туманом.
9. «Седой зимы угрозы» — подчёркивает приближение зимы и её холод.
Эти эпитеты помогают передать атмосферу осени, её переход от теплых дней к холодам и смену природы перед наступлением зимы.
3. «Унылая пора! Очей очарованье!» — писал поэт. Какие чувства вызывает осень у лирического героя? Порассуждайте. Подтвердите ответ словами из текста.
Осень вызывает у лирического героя сложные и глубокие чувства, смешение грусти и восхищения. С одной стороны, он называет её «унылой порой», что подчёркивает меланхоличное настроение, связанное с увяданием природы. С другой стороны, он выражает восхищение этой порой, называя её «очей очарованьем», подчёркивая, что даже в увядании есть своя неповторимая красота.
Лирический герой восхищается «пышным природы увяданьем», где «в багрец и в золото одетые леса» создают великолепные картины. Он наслаждается «шумом ветра в сени» и «свежим дыханием», что говорит о его любви к этой тишине и покою. Осень для него — это не только время грусти по уходящему лету, но и возможность созерцать её прощальную красоту.
Таким образом, осень вызывает у лирического героя одновременно чувство грусти и наслаждения, что подчёркивается в строках: «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса». Лирический герой видит в осени нечто особенное, что вызывает у него глубокие и тёплые чувства, несмотря на её меланхолию.
4. Выучите понравившийся отрывок наизусть.
А. С. Пушкин
Осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Рекомендации к выразительному чтению отрывка из «Осени» А. С. Пушкина:
1. Передача настроения:
o Начало чтения («Унылая пора!») должно быть медленным и меланхоличным, чтобы подчеркнуть грусть осенней поры.
o На фразе «Очей очарованье!» интонация должна стать более восторженной, чтобы передать восхищение осенней красотой.
2. Интонация и паузы:
o Делайте небольшие паузы после каждого значимого образа: «Унылая пора! Очей очарованье!» — чтобы подчеркнуть контраст между унынием и очарованием.
o После «Приятна мне твоя прощальная краса» сделайте паузу, чтобы подчеркнуть завершённость мысли.
3. Темп:
o Чтение должно быть неспешным, чтобы слушатель мог ощутить каждую деталь описания: «Люблю я пышное природы увяданье».
o Ускорять темп не стоит, особенно в заключительных строках, где появляется «редкий солнца луч» и «первые морозы».
4. Логическое ударение:
o Подчеркните ключевые слова: «унылая пора», «очей очарованье», «пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса».
o Логическое ударение на словах «прощальная краса» и «первые морозы» поможет выделить важные моменты осеннего пейзажа.
5. Эмоциональная выразительность:
o Передайте восхищение природой в строках «в багрец и в золото одетые леса».
o При чтении последних строк («И отдалённые седой зимы угрозы») добавьте нотку лёгкой тревоги, предвещающей наступление зимы.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете передать всю глубину и красоту пушкинского описания осени.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением