Ответы на вопросы на стр.102 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
1. Какая это сказка? Объясните.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина — это авторская литературная сказка, которая также относится к волшебным сказкам. Она написана в поэтической форме, что придаёт ей изысканный и мелодичный ритм, отличающий её от устных народных сказок. Волшебство в этой сказке проявляется через множество элементов: волшебное зеркальце, которое всегда говорит правду, отравленное яблоко, которое погружает царевну в сон, и чудесное пробуждение от поцелуя королевича Елисея. Эти волшебные элементы усиливают атмосферу сказки, создавая ощущение чуда и магии.
В сказке используются традиционные мотивы народных преданий, такие как завистливая мачеха, испытания в лесу и помощь волшебных помощников — семи богатырей. Однако Пушкин добавляет в неё глубокую символику, что делает её особенной. Зеркальце символизирует истину и самосознание, а поцелуй Елисея — силу любви, которая побеждает смерть.
Волшебная природа сказки также проявляется в её нравственном послании: добро и любовь всегда побеждают зло и зависть. Эти элементы подчёркивают волшебный характер произведения, делая его частью как литературного наследия, так и фольклорной традиции, где чудеса происходят на каждом шагу.
2. Как поэт изображает царицу? Прочитайте.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила...
Поэт изображает царицу как женщину внешне привлекательную и обладающую умом. Она описана как "высока, стройна, бела", что подчёркивает её физическую красоту. Однако её внутренние качества раскрываются в другом свете: она горда, своенравна, ломлива и ревнива. Эти черты характера делают её образ более сложным и неоднозначным.
Царица испытывает особую привязанность к своему волшебному зеркальцу, которое обладает магическим свойством говорить правду. Именно с зеркальцем она ведёт себя добродушно и весело, тогда как её отношение к другим, особенно к царевне, становится холодным и злобным из-за её зависти и ревности. Таким образом, поэт подчёркивает внутренний конфликт царицы: за внешней красотой скрывается гордыня и неспособность принять, что кто-то может быть лучше неё.
3. Какой волшебный предмет был у царицы? Перечитайте её разговор с ним.
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
У царицы было волшебное зеркальце, которое обладало уникальным свойством — оно умело говорить и всегда говорило правду. Зеркальце играло важную роль в жизни царицы, так как именно от него она узнавала о своей красоте и о том, кто является самой красивой на свете. Этот волшебный предмет стал источником её зависти и ревности, когда зеркальце сообщило, что царевна превосходит её в красоте.
4. Какой была царевна? Расскажите.
Царевна в сказке изображена как воплощение красоты, доброты и скромности. Она описана как юная и прекрасная девушка, чья внешняя красота превосходит даже красоту царицы. Однако её привлекательность не ограничивается лишь внешними чертами. Царевна также обладает кротким, чистым и добрым характером. Она уважительна и послушна, что подчёркивает её воспитанность и внутреннюю гармонию.
Её естественная доброта и милосердие проявляются в отношениях с окружающими. Когда царевна попадает в дом семи богатырей, она становится для них настоящей сестрой, заботится о них и приносит уют в их дом. Этот образ подчёркивает, что истинная красота заключается не только во внешнем облике, но и в добром сердце и благородных поступках.
5. Найдите описание встречи Елисея с солнцем, месяцем и ветром. Прочитайте.
С Солнцем:
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил».
С месяцем:
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
С ветром:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
6. Выберите эпизод, который понравился больше всего, и подготовьте выразительное чтение.
Выбранный эпизод для выразительного чтения:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Советы для выразительного чтения:
1. Интонация и паузы: Передайте драматизм и напряжение момента. На реплике Елисея сделайте паузы после важных слов: «Ты могуч», «Не видал ли где на свете».
2. Эмоциональный настрой: Передайте отчаяние и надежду Елисея в его поисках. Голос должен быть взволнованным и полным ожидания.
3. Ветер — голос силы: Реплика ветра должна звучать уверенно и мощно, отражая его силу и знание.
Это поможет передать драматизм эпизода и глубину чувств героев.
7. Возьмите в библиотеке книги со сказками, изданные в разное время. Рассмотрите их. Какие в них сказки? Какие иллюстрации?
Подумайте, чем эти книги похожи и чем различаются. Подготовьте проект, представьте его одноклассникам.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина издавались в разные эпохи, и каждая из них отражает уникальный стиль и подход к оформлению. Рассмотрим подробнее, какие сказки включены в эти сборники, как они иллюстрированы и чем отличаются издания, выпущенные в разное время.
Состав сказок
В большинстве сборников присутствуют ключевые произведения Пушкина:
• «Сказка о царе Салтане»: история о царе, его жене и сыне Гвидоне, который вместе с волшебной царевной-лебедью преодолевает все испытания.
• «Сказка о рыбаке и рыбке»: притча о жадности и её последствиях, где старик и старуха сталкиваются с волшебной золотой рыбкой.
• «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: рассказ о завистливой мачехе, чудесной спящей царевне и верном женихе Елисее.
• «Сказка о золотом петушке»: философская сказка о предостережении, жадности и справедливости.
• «Сказка о попе и о работнике его Балде»: сатирическая сказка о хитрости и умении обвести вокруг пальца более сильного.
Иллюстрации
Иван Билибин (начало XX века)
Иллюстрации Билибина стали классикой. Они выполнены в стиле русского модерна и вдохновлены народным искусством. Его работы поражают вниманием к деталям: богатые орнаменты, народные мотивы и яркие цвета. Каждая страница книги оформлена как произведение искусства, где текст гармонично соседствует с иллюстрациями.
Борис Зворыкин (первая половина XX века)
Зворыкин известен своими изысканными, яркими и детализированными иллюстрациями. Его работы отличаются насыщенной цветовой палитрой и тонким художественным исполнением, передающим дух русской культуры. Иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные Зворыкиным, украшают многие издания и считаются одними из лучших.
Татьяна Маврина (середина XX века)
Её иллюстрации наполнены светом и радостью, что придаёт сказкам особую теплоту. Маврина создаёт лёгкие и красочные образы, обращаясь к детской аудитории. Её работы выполнены в ярких тонах и простых, но выразительных линиях, что делает сказки более доступными и живыми.
Борис Дехтерёв (середина XX века)
Дехтерёв использовал акварель и карандаш, создавая мягкие и лиричные иллюстрации. Его работы отличаются нежными оттенками и плавными линиями, что помогает создать атмосферу волшебства и уюта в сказках.
Сходства и различия изданий
Сходства:
• Во всех изданиях неизменным остаётся текст сказок Пушкина, который сохраняет свою силу и красоту.
• Иллюстрации всегда стремятся передать атмосферу русских сказок и подчеркнуть волшебный мир, созданный поэтом.
Различия:
• Оформление: В ранних изданиях часто использовались гравюры и чёрно-белые рисунки. Современные книги издаются с цветными иллюстрациями и могут включать дополнительные элементы, такие как орнаменты на полях страниц.
• Качество печати: Старые издания могут быть менее яркими из-за ограниченных возможностей печати в прошлом. Новые издания используют современные технологии, обеспечивая высокую яркость и чёткость изображений.
• Дополнительные материалы: В современных изданиях часто добавляют комментарии, биографии художников и статьи о творчестве Пушкина, что помогает лучше понять его произведения.
Вывод
Изучение разных изданий сказок Пушкина позволяет увидеть, как менялось представление о книжном искусстве. Каждый художник, иллюстрировавший эти сказки, вносил свой вклад в их восприятие, создавая уникальные образы, которые помогают читателю погрузиться в мир волшебства и русской культуры.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина издавались на протяжении многих лет, и каждое издание отличалось уникальным оформлением и иллюстрациями. Ниже представлены некоторые из них:
1. Издание 1905 года: Обложка книги «Сказка о царе Салтане» была оформлена художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Его работы отличались яркими красками и использованием элементов русского народного орнамента.
2. Издание 2015 года: В сборнике «Сказки Пушкина» представлены все сказки поэта, оформленные яркими и прекрасными иллюстрациями. Основная иллюстрация обычно расположена справа, а слева — необычные колонны на страницах.
3. Современные издания: Многие современные книги со сказками Пушкина оформлены с использованием иллюстраций известных художников, таких как И.Я. Билибин, Б.В. Зворыкин, А.М. Куркин, В.А. Панин, Б.А. Дехтерёв. Эти издания позволяют взрослым вспомнить картинки из любимых детских книг, а детям увидеть настоящее искусство.
Каждое издание отражает своё время и художественные предпочтения, что делает коллекционирование таких книг интересным и познавательным.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением