Ответы на вопросы на стр.102 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение 1. Какая это сказка? Объясните.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина — это авторская литературная сказка, которая также относится...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
1. Какая это сказка? Объясните.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина — это авторская литературная сказка, которая также относится к волшебным сказкам. Она написана в поэтической форме, что придаёт ей изысканный и мелодичный ритм, отличающий её от устных народных сказок. Волшебство в этой сказке проявляется через множество элементов: волшебное зеркальце, которое всегда говорит правду, отравленное яблоко, которое погружает царевну в сон, и чудесное пробуждение от поцелуя королевича Елисея. Эти волшебные элементы усиливают атмосферу сказки, создавая ощущение чуда и магии.
В сказке используются традиционные мотивы народных преданий, такие как завистливая мачеха, испытания в лесу и помощь волшебных помощников — семи богатырей. Однако Пушкин добавляет в неё глубокую символику, что делает её особенной. Зеркальце символизирует истину и самосознание, а поцелуй Елисея — силу любви, которая побеждает смерть.
Волшебная природа сказки также проявляется в её нравственном послании: добро и любовь всегда побеждают зло и зависть. Эти элементы подчёркивают волшебный характер произведения, делая его частью как литературного наследия, так и фольклорной традиции, где чудеса происходят на каждом шагу.
2. Как поэт изображает царицу? Прочитайте.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила...
Поэт изображает царицу как женщину внешне привлекательную и обладающую умом. Она описана как "высока, стройна, бела", что подчёркивает её физическую красоту. Однако её внутренние качества раскрываются в другом свете: она горда, своенравна, ломлива и ревнива. Эти черты характера делают её образ более сложным и неоднозначным.
Царица испытывает особую привязанность к своему волшебному зеркальцу, которое обладает магическим свойством говорить правду. Именно с зеркальцем она ведёт себя добродушно и весело, тогда как её отношение к другим, особенно к царевне, становится холодным и злобным из-за её зависти и ревности. Таким образом, поэт подчёркивает внутренний конфликт царицы: за внешней красотой скрывается гордыня и неспособность принять, что кто-то может быть лучше неё.
3. Какой волшебный предмет был у царицы? Перечитайте её разговор с ним.
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
У царицы было волшебное зеркальце, которое обладало уникальным свойством — оно умело говорить и всегда говорило правду. Зеркальце играло важную роль в жизни царицы, так как именно от него она узнавала о своей красоте и о том, кто является самой красивой на свете. Этот волшебный предмет стал источником её зависти и ревности, когда зеркальце сообщило, что царевна превосходит её в красоте.
4. Какой была царевна? Расскажите.
Царевна в сказке изображена как воплощение красоты, доброты и скромности. Она описана как юная и прекрасная девушка, чья внешняя красота превосходит даже красоту царицы. Однако её привлекательность не ограничивается лишь внешними чертами. Царевна также обладает кротким, чистым и добрым характером. Она уважительна и послушна, что подчёркивает её воспитанность и внутреннюю гармонию.
Её естественная доброта и милосердие проявляются в отношениях с окружающими. Когда царевна попадает в дом семи богатырей, она становится для них настоящей сестрой, заботится о них и приносит уют в их дом. Этот образ подчёркивает, что истинная красота заключается не только во внешнем облике, но и в добром сердце и благородных поступках.
5. Найдите описание встречи Елисея с солнцем, месяцем и ветром. Прочитайте.
С Солнцем:
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил».
С месяцем:
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
С ветром:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
6. Выберите эпизод, который понравился больше всего, и подготовьте выразительное чтение.
Выбранный эпизод для выразительного чтения:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Советы для выразительного чтения:
1. Интонация и паузы: Передайте драматизм и напряжение момента. На реплике Елисея сделайте паузы после важных слов: «Ты могуч», «Не видал ли где на свете».
2. Эмоциональный настрой: Передайте отчаяние и надежду Елисея в его поисках. Голос должен быть взволнованным и полным ожидания.
3. Ветер — голос силы: Реплика ветра должна звучать уверенно и мощно, отражая его силу и знание.
Это поможет передать драматизм эпизода и глубину чувств героев.
7. Возьмите в библиотеке книги со сказками, изданные в разное время. Рассмотрите их. Какие в них сказки? Какие иллюстрации?
Подумайте, чем эти книги похожи и чем различаются. Подготовьте проект, представьте его одноклассникам.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина издавались в разные эпохи, и каждая из них отражает уникальный стиль и подход к оформлению. Рассмотрим подробнее, какие сказки включены в эти сборники, как они иллюстрированы и чем отличаются издания, выпущенные в разное время.
Состав сказок
В большинстве сборников присутствуют ключевые произведения Пушкина:
• «Сказка о царе Салтане»: история о царе, его жене и сыне Гвидоне, который вместе с волшебной царевной-лебедью преодолевает все испытания.
• «Сказка о рыбаке и рыбке»: притча о жадности и её последствиях, где старик и старуха сталкиваются с волшебной золотой рыбкой.
• «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: рассказ о завистливой мачехе, чудесной спящей царевне и верном женихе Елисее.
• «Сказка о золотом петушке»: философская сказка о предостережении, жадности и справедливости.
• «Сказка о попе и о работнике его Балде»: сатирическая сказка о хитрости и умении обвести вокруг пальца более сильного.
Иллюстрации
Иван Билибин (начало XX века)
Иллюстрации Билибина стали классикой. Они выполнены в стиле русского модерна и вдохновлены народным искусством. Его работы поражают вниманием к деталям: богатые орнаменты, народные мотивы и яркие цвета. Каждая страница книги оформлена как произведение искусства, где текст гармонично соседствует с иллюстрациями.
Борис Зворыкин (первая половина XX века)
Зворыкин известен своими изысканными, яркими и детализированными иллюстрациями. Его работы отличаются насыщенной цветовой палитрой и тонким художественным исполнением, передающим дух русской культуры. Иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные Зворыкиным, украшают многие издания и считаются одними из лучших.
Татьяна Маврина (середина XX века)
Её иллюстрации наполнены светом и радостью, что придаёт сказкам особую теплоту. Маврина создаёт лёгкие и красочные образы, обращаясь к детской аудитории. Её работы выполнены в ярких тонах и простых, но выразительных линиях, что делает сказки более доступными и живыми.
Борис Дехтерёв (середина XX века)
Дехтерёв использовал акварель и карандаш, создавая мягкие и лиричные иллюстрации. Его работы отличаются нежными оттенками и плавными линиями, что помогает создать атмосферу волшебства и уюта в сказках.
Сходства и различия изданий
Сходства:
• Во всех изданиях неизменным остаётся текст сказок Пушкина, который сохраняет свою силу и красоту.
• Иллюстрации всегда стремятся передать атмосферу русских сказок и подчеркнуть волшебный мир, созданный поэтом.
Различия:
• Оформление: В ранних изданиях часто использовались гравюры и чёрно-белые рисунки. Современные книги издаются с цветными иллюстрациями и могут включать дополнительные элементы, такие как орнаменты на полях страниц.
• Качество печати: Старые издания могут быть менее яркими из-за ограниченных возможностей печати в прошлом. Новые издания используют современные технологии, обеспечивая высокую яркость и чёткость изображений.
• Дополнительные материалы: В современных изданиях часто добавляют комментарии, биографии художников и статьи о творчестве Пушкина, что помогает лучше понять его произведения.
Вывод
Изучение разных изданий сказок Пушкина позволяет увидеть, как менялось представление о книжном искусстве. Каждый художник, иллюстрировавший эти сказки, вносил свой вклад в их восприятие, создавая уникальные образы, которые помогают читателю погрузиться в мир волшебства и русской культуры.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина издавались на протяжении многих лет, и каждое издание отличалось уникальным оформлением и иллюстрациями. Ниже представлены некоторые из них:
1. Издание 1905 года: Обложка книги «Сказка о царе Салтане» была оформлена художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Его работы отличались яркими красками и использованием элементов русского народного орнамента.
2. Издание 2015 года: В сборнике «Сказки Пушкина» представлены все сказки поэта, оформленные яркими и прекрасными иллюстрациями. Основная иллюстрация обычно расположена справа, а слева — необычные колонны на страницах.
3. Современные издания: Многие современные книги со сказками Пушкина оформлены с использованием иллюстраций известных художников, таких как И.Я. Билибин, Б.В. Зворыкин, А.М. Куркин, В.А. Панин, Б.А. Дехтерёв. Эти издания позволяют взрослым вспомнить картинки из любимых детских книг, а детям увидеть настоящее искусство.
Каждое издание отражает своё время и художественные предпочтения, что делает коллекционирование таких книг интересным и познавательным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением