Вопрос 1 Параграф 4 ГДЗ Рудзитис 9 класс (Химия)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рудзитис, Фельдман 9 класс, Просвещение:
Практическая работа 1
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами и пероксидом водорода?
1. Влияние природы реагирующих веществ
1) В три пробирки налейте соляную кислоту. В первую пробирку положите кусочек магния, во вторую — кусочек цинка, в третью — кусочек меди. Что наблюдаете? Какая из реакций протекает быстрее?
2) Налейте в одну пробирку соляной кислоты, в другую — такое же количество уксусной кислоты (кониен грация кислот должна быть одинаковой). Опустите в каждую пробирку по две гранулы цинка. Определите, какая реакция протекает быстрее.
1) О скорости реакции можно судить по интенсивности выделения пузырьков газа. Быстрее всего реакция идет с магнием, медленнее с цинком, с медью изменений почти не наблюдается.
Mg+2HCl=MgCl2+H2^
Zn+2HCl=ZnCl2+H2^
2) В пробирке с соляной кислотой взаимодействие с цинком идет быстрее, чем в пробирке с уксусной кислотой
Zn+2HCl=ZnCl2+H2^
Zn+2CH3COOH=Zn(CH3COO)2+H2^
2. Влияние концентрации реагирующих веществ
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну пробирку прилейте 1 мл 30%-ной соляной кислоты, в другую — 1 мл 10%-ной соляной кислоты. Где более интенсивно проходит реакция? Почему?
В пробирке с 20%-ной соляной кислотой пузырьки газа выделяются более интенсивно, чем в пробирке с 10%-ной кислотой.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2^
Чем выше концентрация кислоты, тем выше скорость реакции.
3. Влияние поверхности соприкосновения реагентов
В одну пробирку опустите кусочек мела, в другую насыпьте немного порошка мела. Натейте в пробирки по 1,5 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Есть ли разница в скорости выделения газа?
Растворение мела и выделение газа происходит интенсивнее в пробирке с порошком, чем в пробирке с целым куском, где площадь контакта веществ меньше.
CaCO3+2HCl = CaCl2+H2O+CO2^
4. Влияние температуры
В две пробирки опустите по одной грануле цинка. Налейте в каждую пробирку по 1 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. Одну пробирку опустите в стакан с горячей водой. Сравните интенсивность выделения пузырьков водорода в пробирках и сделайте вывод о влиянии температуры на скорость химической реакции.
Выделение пузырьков газа происходит интенсивней в горячей воде.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2^
Чем выше температура реакции, тем выше скорость взаимодействия веществ, что соответствует правилу Вант-Гоффа.
5. Влияние катализатора
В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку. не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца(IV) МnO2, и снова внесите тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Какую роль играет МnO2?
При внесении тлеющей лучинки в пробирку с перекисью водорода ничего не происходит – кислорода слишком мало.
В присутствии MnO2, который служит катализатором реакции, разложение перекиси ускоряется, кислород выделяется быстрее, тлеющая лучина загорается.
2H2O2 = 2H2O+O2^
6. Отчет о работе составьте в произвольной форме и сделайте общий вывод.
Общий вывод: природа химических веществ, их концентрация, площадь поверхности контакта, температура и наличие катализатора являются факторами, значительно, влияющими на скорость взаимодействия веществ. Высокая активность участвующих веществ, их высокая концентрация, большая площадь соприкосновения, высокая температура и присутствие катализатора увеличивают скорость химической реакции.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением