Параграф 30 ГДЗ Рабочая тетрадь Пономарева 6 класс (Биология)

Изображение Глава 5. Природные сообщества§ 30. Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистемеЗадание 1Сформулируйте определения понятий.Биогеоценоз — это...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пономарева, Корнилова 6 класс, Вентана-Граф:
Глава 5. Природные сообщества
§ 30. Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме
Задание 1
Сформулируйте определения понятий.
Биогеоценоз — это устойчивая природная система, состоящая из живых организмов (биоценоз) и окружающей их неживой среды (биотоп).
Экосистема — более широкое понятие, обозначающее любое единство организмов и среды их обитания, где происходит обмен энергией и веществами.
Растительное сообщество — совокупность растений, произрас-тающих на определённой территории и взаимодействующих друг с другом.
Природное сообщество — группа взаимосвязанных организмов (растений, животных, грибов, микроорганизмов) в конкретной среде обитания.
Задание 2
Приведите пример биотопа и кратко опишите взаимодействие обитающих в нём живых организмов.
Пример биотопа: Участок хвойного леса с песчаной почвой, бедной минералами, и прохладным влажным климатом.
Растения (сосны, ели, черника) создают тень и укрытия, их опавшая хвоя подкисляет почву. Животные (белки, дятлы) питаются семенами шишек, регулируя распространение деревьев. Грибы и бактерии разлагают органику, возвращая в почву минералы для новых поколений растений. Насекомые (короеды) участвуют в разрушении старых деревьев, освобождая место молодым побегам.
Задание 3
Ознакомьтесь с заданием 5 к § 30 учебника и подготовьте сообщение. Составьте план.
План:
• Что такое природное сообщество (биогеоценоз)?
• Какие типы биогеоценозов распространены в Свердловской области?
• Особенности лесных сообществ: виды деревьев и животных
• Луговые и болотные экосистемы
• Роль охраны природы в сохранении биогеоценозов
Природное сообщество, или биогеоценоз, — это совокупность живых организмов (растений, животных, грибов, бактерий), тесно связанных между собой и с неживой природой (почвой, водой, воздухом). Примеры биогеоценозов — это лес, луг, болото, степь. Каждое сообщество имеет свои особенности: состав растений и животных, условия жизни, круговорот веществ.
На территории Свердловской области преобладают лесные сообщества, так как область находится в зоне таёжной и смешанных лесов. Однако встречаются и другие типы природных сообществ: луга, болота, а также отдельные участки светлохвойных и мелкотравных местообитаний. В южных районах области можно встретить фрагменты степей и лесостепей.
Леса Свердловской области представлены в основном хвойными и смешанными лесами. Под пологом леса растут кустарники (черника, брусника, малина), а также травянистые растения (ландыши, майник, медуница). Животный мир разнообразен: здесь обитают лось, кабан, белка, заяц, бурый медведь, рысь, глухарь, дятлы и множество насекомых. Эти леса играют важную роль в поддержании экологического равновесия, обеспечивая чистоту воздуха и воды, а также среду обитания для множества видов.
Луга в Свердловской области часто встречаются по берегам рек и на вырубках. Они богаты разнообразием трав: колокольчики, лютики, звездчатка, клевер, мятлик. Луга служат местом питания для насекомоядных птиц и млекопитающих.
Болота занимают значительную часть территории области, особенно в северных и центральных районах. Это уникальные экосистемы, где растут мох сфагнум, осока, пузырчатка. Болота выполняют важные функции: они регулируют водный баланс региона и являются средой обитания для редких птиц, например, журавлей и уток.
В Свердловской области созданы заповедники и заказники, которые защищают уникальные природные сообщества. Также важны работы по восстановлению вырубленных лесов и контролю за пожарами. Сохранение биогеоценозов необходимо не только для животных и растений, но и для человека — эти природные системы обеспечивают чистую воду, воздух и продукты питания.
Задание 4
Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о двух-трёх природных сообществах России. Составьте план сообщения.
План:
• Что такое природное сообщество (биогеоценоз)?
• Тайга — самое распространённое природное сообщество России
• Степь — уникальная экосистема южных районов
• Болото — важный элемент природного круговорота
• Значение охраны природных сообществ
Природное сообщество, или биогеоценоз, — это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, связанных между собой и с неживой природой (почва, вода, воздух). Примерами являются лес, степь, болото, тундра. Каждое сообщество имеет свои особенности: состав видов, условия жизни и роль в природе.
Тайга занимает огромные территории Сибири и Урала. Это хвойный лес, состоящий в основном из ели, пихты, сосны и лиственницы. В таёжных лесах много ярусов: верхний ярус — деревья, средний — кустарники (черника, брусника), нижний — мхи и лишайники. Живут здесь лось, медведь, белка, глухарь, сова и множество насекомых. Тайга играет важную роль в производстве кислорода и регулировании климата.
Степь — это обширные травянистые равнины, которые встречаются в южной части России: на Черноземье, в Поволжье и на юге Сибири. Основные растения — злаки, типчак, ковыль, полынь. Животные степей — суслики, сайгаки, перепела, дрофы, а также множество насекомых. Степь — важная сельскохозяйственная зона, но она нуждается в защите, так как многие виды исчезают из-за распашки земель.
Болота расположены по всей России, особенно много их в северных регионах. Это водно-болотные угодья, где преобладают мох сфагнум, осока, пузырчатка. Болота выполняют важные функции: они очищают воду, участвуют в регулировании водного режима и являются домом для множества редких видов птиц и животных. Однако болота часто осушаются, что нарушает экологическое равновесие.
Каждое природное сообщество уникально и важно для сохранения баланса в природе. Леса вырабатывают кислород, степи дают человеку зерно, а болота регулируют уровень воды. Поэтому необходимо беречь эти экосистемы, создавать заповедники и заказники, проводить просветительскую работу среди населения. Только так можно сохранить богатство природы России для будущих поколений.
Задание 5
Экскурсия
Весенние явления в жизни экосистемы родного края (лес, парк, луг, болото, степь и др.)
Дата проведения: 15.06.2025
Цель: использовать знания о многообразии и жизнедеятельности растений, их взаимосвязи с условиями среды обитания для объяснения весенних явлений в экосистеме.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаши, папка.
Ход экскурсии
1. Запишите название экосистемы и названия преобладающих в ней видов растений, их жизненные формы.
Исследовался смешанный лес. Преобладающие виды:
• Деревья: берёза (жизненная форма — дерево), сосна (дерево), осина (дерево)
• Кустарники: лещина обыкновенная (кустарник)
• Травы: сныть обыкновенная (многолетняя трава)
2. Назовите несколько цветущих растений (травянистых, кустарников, деревьев) и укажите сроки начала их цветения.
• Деревья: ольха серая (начало цветения — конец марта)
• Кустарники: лещина (цветёт в начале апреля)
• Травы: мать-и-мачеха (первая декада апреля)
3. Опишите условия среды обитания двух-трёх раннецветущих растений и их приспособленность к раннему цветению.
Мать-и-мачеха растёт на открытых, прогреваемых солнцем участках. Приспособления: толстые корневища с запасом питательных веществ, опушённые листья для защиты от холода.
Лещина предпочитает опушки лесов. Раннее цветение (до распускания листьев) обеспечивает доступ насекомых-опылителей.
4. Приведите примеры способов опыления у названных вами растений и имеющихся у них для этого приспособлений.
Мать-и-мачеха опыляется насекомыми (пчёлы, шмели). Привлекает их яркими жёлтыми цветками и нектаром. Лещина ветроопыляемая. Длинные свисающие серёжки увеличивают площадь попадания пыльцы.
5. Выполните рисунки (сделайте фотографии) раннецветущих растений.
6. Сделайте вывод по результатам наблюдений.
Вывод
Весенние изменения в лесу демонстрируют адаптацию растений к раннему началу вегетации: использование запасов питательных веществ, различные стратегии опыления и защита от холода. Наблюдения подтвердили взаимосвязь между условиями среды и жизненными циклами растений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением