Стр.45 Новый учебник ГДЗ Юдовская Баранов 8 класс (История)

Изображение 1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились? Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Юдовская, Баранов, Ванюшкина 8 класс, Просвещение:
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.
Английская нация одна из самых старых в Европе. Её становлению способствовал ряд факторов: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII в., когда Англия, Уэльс и Шотландия объединились в Великобританию, англичанам пришлось привыкать к тому, что они лишь часть нового королевства, и учиться им гордиться.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». В годы Столетней войны возникло представление о том, что все французы должны любить свою страну и подчиняться своему государю. Своей миссией образованные французы считали задачу нести свет культуры остальному миру.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
Немцы поднимали на щит общую историю, восходящую к древним германцам, жившим в лесах во времена Римской империи. В раннее Новое время сформировалась также мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?
Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно, вслед за Англией, и континентальные монархии стали разрешать дворянам заниматься предпринимательством. В положении духовенства в XVIII в. изменилось немногое. А вот в третьем сословии активно шли те процессы, которые начались уже в раннее Новое время. Его верхний слой, буржуазия — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом, — богатела за счёт активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе — счёт капиталистической аренды.
З. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?
Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако стремление к увеличению налогов и распространению их на все сословия, к унификации подвластных им территорий, к построению эффективного государственного аппарата наталкивалось на сопротивление традиций: традиционных общественных институтов и форм пополнения казны, традиционных сословий и земельных отношений.
На помощь монархам пришли идеи Просвещения, провозглашавшие отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ — монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Наиболее полно эти реформы были реализованы в Пруссии под началом Фридриха.
1. Что послужило причиной складывания наций?
В ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.
2. Каковы были последствия этого явления?
Понимание того, что такое нация, осознание себя единой общностью появляется в европейских странах не одновременно и не быстро. Однако данный процесс очень важен: когда народы осознают себя нацией, это оказывает огромное влияние на их мысли и поступки. К XVII в. нация воспринималась как территориальная и политическая общность, XVIII век добавил к этому идею о том, что у всех, входящих в нацию, есть свои права, что они равны между собой.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
Ранее существовавшее государство Национальное государство
Задача – расширение территорий Задача - преодоление центробежных тенденций: борьба не только с привилегиями отдельных провинций, но и с дворянской вольницей, с могущественными аристократами
государство, обеспечивавшее подданным лишь суд и относительную безопасность Унификация: единый язык, законы. Стремление к контролю всего
Сильная зависимость от церкви Зависимость от церкви слабее
Мечты о всемирной христианской империи На первый план выходят интересы государства
Латынь – официальный язык Национальные языки - официальные
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
В Пруссии политику «просвещенного абсолютизма» начал проводить Фридрих II Великий (1740–1786). Фридрих задался целью благоустроить прусское государство и превратить его в процветающую державу. В процессе государственного строительства он отводил монарху первенствующую роль. В его понимании монарх являлся абсолютным не по «Божией милости», но в качестве «первого слуги» государства, как его управитель, отвечающий за четкую работу государственного механизма. Воля такого управителя должна требовать себе беспрекословного подчинения.
В административной сфере реформы Фридриха II были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали как отраслевое, так и территориальное управление. Министр отвечал за несколько провинций. Четыре департамента Директории ведали управлением территорий (исторических областей, вошедших в королевство). В начале царствования Фридрих создает Пятый департамент, уже не связанный с территориальным управлением, но отвечавший за вопросы экономической политики и развитие торговли и мануфактур. Правда, сделать из него эффективный орган для реализации экономических программ королю не удалось: фактически Пятый департамент превратился в бюро статистики и информации.
В дальнейшем были созданы еще четыре специализированных департамента по разным отраслям. Особую роль в координации деятельности правительственных служб приобрел сам монарх. Как писал король, «система [управления] может быть придумана лишь одним лицом, и поэтому она должна исходить от государя». Хотя Фридрих редко председательствовал на Генеральной директории и избегал личных контактов с министрами (всего их 20), он надзирал за администрацией из своего кабинета. В кабинете короля служило несколько секретарей, которые имели определенную сферу компетенции и докладывали монарху о текущих делах. В своей политике монарх опирался на бюрократию. Стремясь сделать ее более послушной и зависимой от правительства, король отказался от практики продажи государственных должностей.
В судебной сфере король шел по пути унификации и централизации судебных органов. На смену разным провинциальным судебным органам пришли суды среднего звена: судебная палата в Берлине, трибунал в Кёнигсберге и др. Был учрежден Высший трибунал для всего королевства. Судебная власть была отделена от административной. Служащие судов получали фиксированное жалованье, а все судебные издержки стали поступать в общую казну. В 1781 г. в составе судов были выделены особые члены (ассистенты), которые должны были играть роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены.
Они также получали жалованье от государства. Новшествами были отмечены изменения в судопроизводстве. Сразу после вступления Фридриха II на престол в 1740 г. были отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем пытки было запрещено применять во всех случаях. Были сокращены сроки судебного разбирательства: каждое дело должно было решаться не более чем в течение одного года. В 1749 г. был издан новый судопроизводственный устав Фридриха II – Codex Fridericianus.
Отдельными нововведениями было отмечено и прусское уголовное право. Можно говорить о некотором смягчении уголовных наказаний: например, была отменена смертная казнь за аборты (чтобы мать могла искупить свое преступление умножением рода человеческого). В правление Фридриха II также было положено начало всеобъемлющей кодификации прусского права, в результате которой было составлено уложение под названием Allgemeines Landrecht fur Preussichen Staaten («Всеобщее земское право для Прусских государств»), изданное в 1794 г. Оно включило в себя не только нормы гражданского, но и немало норм уголовного права. Для него также характерно смягчение уголовной репрессии.
В сословной политике Фридриха II наблюдалось стремление закрепить за сословиями строго определенные функции в жизни общества. Дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе государству, им воспрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством. Им принадлежали исключительные права на родовые земли. Продавать их недворянам было запрещено. За горожанами закреплялись права на ведение торговли и предпринимательство. Крестьяне прикреплены к земле и обязаны трудиться на своего помещика. В 1763 г. король предпринял попытку отменить крепостное право в Померании. Хотя такая мера не носила всеобщего характера, она натолкнулась на столь яростное сопротивление прусских дворян, что монарх вынужден был от нее отказаться. Впрочем, король издал указы о запрете сгона крестьян с земли. Что касается крестьян королевского домена, им были предоставлены права наследственного владения землей.
В религиозной сфере король Пруссии, покровитель вольнодумцев Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо придерживался политики веротерпимости. В 1781 г. была установлена свобода вероисповедания для лиц христианских конфессий. В области культуры Фридрих тоже придерживался передовых взглядов. В своей стране монарх фактически ввел всеобщее начальное образование – в 1763 г. Вводились ограничения цензуры печати. Король оказывал неизменное покровительство наукам и искусствам.
При характеристике прусского государства следует отметить его откровенно милитаристский характер. Усилиями королей Фридриха Вильгельма I и его сына Фридриха Великого в Пруссии была создана одна из лучших армий в Европе XVIII в., отличавшаяся жесткой дисциплиной и боевой выучкой. На содержание вооруженных сил при Фридрихе II тратилось до 2/3 государственного бюджета. Однако к началу XIX в. военные преимущества прусской армии оказались исчерпаны, она не смогла противостоять армии, созданной Великой французской революцией. Это привело к военному поражению Пруссии в 1806 г. от войск императора Наполеона I. По Тильзитскому миру 1807 г. она лишилась более половины своей территории, должна была уплатить Франции гигантскую контрибуцию, а до ее выплаты терпеть оккупацию французских войск.
5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.
Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды.
Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Проводивший эту реформу Ф. И. Янкович де Мириево в 1782 г. был приглашён в Российскую империю по совету Иосифа П для реформы образования.
Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации, во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию. Активнее всего эти реформы проходили в наиболее отсталых странах.
Однако для XVIII в. очень чётко видны пределы, до которых могли дойти государи-реформаторы: сохранялись абсолютная власть монарха, сеньориальный строй, сословия, значительное влияние церкви. Во многих странах реформы встречали сильнейшее сопротивление: и во Франции, и в монархии Габсбургов они, по сути, потерпели крах и были отменены.
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
Пресловутая польза привилегированного сословия для общества — лишь химера, что и без него всё самое трудное служение обществу берёт на себя третье сословие, что без него высшие должности замещались бы несравненно лучше, поскольку по природе своей они должны быть уделом и наградой для талантов и признанных заслуг
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Я думаю, автор призывал к передачи власти народу, дарованию низшему сословию прав, в том числе политических.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением