Упр.88 Глава 7 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 88. 1) Запишите словами количественные числительные и образованные от них порядковые числительные по образцу. Обозначьте основы слов.Образец: 10: десять,— десятый.1,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
88. 1) Запишите словами количественные числительные и образованные от них порядковые числительные по образцу. Обозначьте основы слов.
Образец: 10: десять,— десятый.
1, 2, 3, 5, 13, 40, 90, 122, 300, 457, 700, 901, 100, 1289
1: один - первый;
2: два - второй;
3: три - третий;
5: пять - пятый;
13: тринадцать - тринадцатый;
40: сорок - сорокой;
90: девяносто - девяностый;
122: сто двадцать два - сто двадцать второй;
300: триста - трёхсотый;
457: четыреста пятьдесят семь - четыреста пятьдесят седьмой;
700: семьсот - семисотый;
901: девятьсот один - девятьсот первый;
100: сто - сотый;
1 289: тысяча двести восемьдесят девять - тысяча двести восемьдесят девятый.

2) Объясните, как образуются порядковые числительные. В каких случаях производящая и производная основы не совпадают полностью или частично? Прочитайте для справки рубрику «Лингвистическая кладовая».
порядковые числительные образуются от основы количественных числительных бессуффиксным способом. Исключение составляют числительные «один - первый» и «два - второй». В основах «три - третий», «семь - седьмой» сохранились исторические чередования.

Лингвистическая кладовая
Порядковые числительные большей частью по своему происхождению связаны с количественными числительными и являются производными от них. Исключение составляют числительные, соответствующие названиям первых двух чисел: один — первый, два — второй. Слово первый, вероятно, первоначально обозначало «прежний», «ранний», «передний», а происхождение слова второй не вполне ясно.
У остальных порядковых числительных основа может отличаться от основы соответствующего количественного числительного: тру — третий у ретырр — четвёртрш, семь — седьмой у восемь — восьмой. В таких основах сохранились исторические чередования, происходившие при образовании форм слов в глубокой древности.
(По П. Кузнецову)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением