Упр.3 Глава 5 ГДЗ Шмелев 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 3. 1) Прочитайте отрывки из произведений. Сколько участников общения в каждой из этих ситуаций? Как вы об этом узнали?I. Алексей Иваныч прочитал целую лекцию о...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 5 класс, Вентана-Граф:
3. 1) Прочитайте отрывки из произведений. Сколько участников общения в каждой из этих ситуаций? Как вы об этом узнали?
I. Алексей Иваныч прочитал целую лекцию о драгоценных камнях.
— Прежде камней было больше, — объяснял он, — а теперь год от году всё меньше и меньше. Вот взять александрит, — его днём с огнём наищешься. А господа весьма его уважают, потому как он днём зелёный, а при огне — красный. Разного сословия бывает, сударыня, камень, всё равно как бывают разные люди.
(Д. Мамин-Сибиряк)
II. Никита молчал, Аркадий Иванович сунул руки в карманы и сказал:
— Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары... Впрочем, прощай, я ухожу...
— Какое письмо? — спросил Никита.
— Ага! Значит, ты всё-таки здесь.
— Скажите, от кого письмо?
— Письмо насчёт приезда одних людей на праздники.
(По Л. Н. Толстому)
III. Павел подошёл к огню с полным котёльчиком в руке.
— Что, ребята, — начал он, помолчав, — неладно дело.
— А что? — торопливо спросил Костя.
— Я Васин голос слышал.
Все так и вздрогнули.
— Что ты, что ты? — пролепетал Костя.
— Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг, зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, Павлуша!» Я слушаю; а тот опять зовёт: «Павлуша, подь сюда», отошёл. Однако воды зачерпнул.
— Ах ты, господи! ах ты, господи! — проговорили мальчики, крестясь.
— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя... — А мы только что о нём, о Васе-то, говорили.
— Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша.
— Ну, ничего, пущай! — произнёс Павел решительно и сел опять. — Своей судьбы не минуешь.
(И. Тургенев)
I текст: два участника общения: Алексей Иванович и женщина.
II текст: двое: Никита и Аркадий Иванович.
III текст: четверо: Павел, Илюша, Федя и Костя.
О количестве участников общения можно узнать из контекста: из слов автора, а также из реплик героев.

2) Опишите ситуацию общения в каждом из отрывков.
I текст - официальная речевая ситуация; цель - сообщить информацию
II текст - неофициальная речевая ситуация; цель - убедить собеседника в чём-либо.
III текст - неофициальная речевая ситуация; цель - общение.

3) Найдите в отрывке II реплики Аркадия Ивановича, а в отрывке III — реплики Павла.
II текст, реплики Аркадия Ивановича:
- Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…
- Ага! Значит, ты всё-таки здесь.
- Письмо насчёт приезда одних людей на праздники.
III текст, реплики Павла:
- Что, ребята, неладно дело.
- Я Васин голос слышал.
- Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг, зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, а Павлуша!» Я слушаю; а тот опять зовёт: «Павлуша, подь сюда». Я отошёл. Однако воды зачерпнул.
- Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

4) Есть ли в речи персонажей слова, которые вам кажутся непонятными или не очень привычными? Выпишите их. Обсудите, как эти слова помогают уточнить время и место действия в каждой ситуации. Относятся ли эти тексты к произведениям, написанным в наши дни? Почему?
Непонятные и непривычные слова:
I текст: прежде, наищешься, господа, сословия, сударыня.
III текст: котёльчик, неладно дело, этак, пущай.
Данные слова являются устаревшими. Их использование в тексте говорит о том, что тексты или написаны, или события в них происходят не в наше время.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением