Упр.95 Глава 4 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 95. 1) Прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова. Назовите номера предложений, которые связаны с помощью: а) местоименной замены; б) лексического...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
95. 1) Прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова. Назовите номера предложений, которые связаны с помощью: а) местоименной замены; б) лексического повтора; в) синонимичных выражений; г) союзов.
1.(1) Борис Годунов происходил из татар, но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. (2) Он принадлежал к крупному боярскому роду и сам был окольничим при Иване Грозном.
(Л. Гумилёв)
2. (1) Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. (2) Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. (3) Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, (4) Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.
(Ю. Коваль)
3. (1) Профессор уехал к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел... (2) Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал бледнеть и уходить вдаль...
(А. Куприн)
а) местоименная замена: 1. 2 предложение (он - Борис Годунов). 2. 2 предложение (он - Тузик).
б) лексический повтор: 2. 1 и 2 предложения (прохожих - прохожего).
в) синонимичные выражения: 1. 1 и 2 предложения (Борис Годунов происходил - Он принадлежал). 3. 1 и 2 предложения (профессор - образ ученого).
г) союзов: 2. 2 и 3 предложения связаны с помощью союза «когда».

2) Попробуйте в тексте 1 вместо местоимений использовать повторы слова. Что произошло с текстом? Сделайте вывод о том, для чего нужны замены слов местоимениями.
Борис Годунов происходил из татар, но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. Он принадлежал к крупному боярскому роду и сам был окольничим при Иване Грозном.
Борис Годунов происходил из татар, но предки Бориса Годунова вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до рождения Бориса Годунова. Борис Годунов принадлежал к крупному боярскому роду и Борис Годунов был окольничим при Иване Грозном.
Местоимения нужны в предложениях для того, чтобы избежать тавтологии - повторения одного и того же слова или понятия в одном предложении или в двух соседних предложениях.

3) В предложении 4 текста 2 замените кличку собаки местоимением и проверьте, будет ли понятно, о ком пойдёт речь в этом предложении. А в каком предложении замена клички местоимением не нарушает смысловой связи предложений? Сделайте вывод о роли лексического повтора в тексте.
Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.
Наевшись картошки, он ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, он радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.
При замене клички собаки местоимением «он» становится непонятно, о ком идёт речь в предложении, так как первая часть предложения рассказывает о члене дачного кооператива. Однако если заменить кличку собаки в первом предложении, то смысл и текста, и предложения не поменяется.

4) Найдите в текстах 2 и 3 примеры использования синонимических замен. Замените синонимы лексическим повтором и сравните два варианта текста. Для чего, по вашему мнению, используются синонимы в текстах?
2. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.
Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же прохожий впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.
3. Профессор уехал к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел... Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал бледнеть и уходить вдаль...
Профессор уехал к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел... Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого профессора стал бледнеть и уходить вдаль...
Синонимы используются в тексте для того, чтобы придать тексту большую выразительность, яркость и точность речи, а также во избежание излишних повторений одного и того же слова.

5) Проведите ещё один лингвистический эксперимент. Попробуйте удалить из текстов выделенные союзы. Сравните изменённый текст с оригиналом и сделайте вывод о роли союзов в тексте.
1. Борис Годунов происходил из татар, но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. Он принадлежал к крупному боярскому роду и сам был окольничим при Иване Грозном.
Борис Годунов происходил из татар, его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. Он принадлежал к крупному боярскому роду, сам был окольничим при Иване Грозном.
2. Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.
Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю, смеялся до слёз, катаясь на спине.
3. Профессор уехал к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел... Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал бледнеть и уходить вдаль...
Профессор уехал к диким южным племенам, мальчик точно осиротел... Прошло время, уменьшилась горечь разлуки, там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал бледнеть и уходить вдаль...
Союзы выражают смысловые отношения как между однородными членами одного предложения, так и между разными частями предложения и разными предложениями в тексте.

6) Определите вид и время глаголов в каждом тексте. Используется ли в текстах как средство связи единство времени и вида глагольных форм?
1. Борис Годунов происходил (несовершенный вид, прошедшее время) из татар, но его предки вышли (совершенный вид, прошедшее время) из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения. Он принадлежал (несовершенный вид, прошедшее время) к крупному боярскому роду и сам был (несовершенный вид, прошедшее время) окольничим при Иване Грозном.

2. Наевшись картошки, Тузик ложился (несовершенный вид, прошедшее время) у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился (несовершенный вид, прошедшее время) в одуванчиках и в нужный момент выскакивал (несовершенный вид, прошедшее время) с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал (несовершенный вид, прошедшее время) в столбняк, Тузик радостно валился (несовершенный вид, прошедшее время) на землю и смеялся (несовершенный вид, прошедшее время) до слёз, катаясь на спине.
3. Профессор уехал (совершенный вид, прошедшее время) к диким южным племенам, и мальчик точно осиротел... (совершенный вид, прошедшее время) Прошло (совершенный вид, прошедшее время) время, уменьшилась (совершенный вид, прошедшее время) горечь разлуки, а там и самый образ толстого, тонкоголосого учёного стал (совершенный вид, прошедшее время) бледнеть (инфинитив) и уходить (инфинитив) вдаль...
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением