Упр.51 Глава 4 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 51. 1) Прочитайте и сравните два текста. В каком из них используются профессионализмы, а в каком — официальные названия специальных понятий, то есть специальные слова? К...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
51. 1) Прочитайте и сравните два текста. В каком из них используются профессионализмы, а в каком — официальные названия специальных понятий, то есть специальные слова? К какой области они относятся? Какой текст является отрывком из повести Бориса Николаевича Полевого о лётчике — герое Великой Отечественной войны?
1. «Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. Эта группа выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных реактивных истребителях МиГ-29. Сформированная в 1991 году из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка, группа «Стрижи» входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.
2. Инструктор сам дал газ, мотор зарокотал, завыл, и самолёт, подпрыгивая, взял разбег. Машинально управляя, Наумов взял ручку на себя, и маленькая эта машина, похожая на стрекозу, ласково поименованная на северных фронтах «лесником», на центральных — «капустником», на юге — «кукурузником», всюду служащая мишенью для добродушных солдатских острот и всюду уважаемая, как старый, испытанный, чудаковатый, но боевой друг, машина, на которой все лётчики учились когда-то летать, — круто полезла в воздух.

Первый текст содержит официальные названия специальных понятий («Стрижи», реактивные истребители МиГ-29, авиабаза). Текст относится к публицистическому стилю и является краткой выдержкой из описания деятельности авиационной группы.
Второй текст содержит профессионализмы («лесник», «капустник», «кукурузник»). Отрывок из рассказа Бориса Полевого.

2) В каком тексте кавычки служат для обозначения собственного наименования, а в каком — для выделения профессионализмов как нелитературных слов? Объясните, как вы это определили.
В первом тексте название авиационной группы «Стрижи» находится в кавычках. Оно является именем собственным. Названия каких-либо групп, предприятий и т.п. пишутся с большой буквы в кавычках.
Во втором тексте слова «кукурузник», «капустник», «лесник» пишутся в кавычках, так как являются профессионализмами. Они вынесены в кавычки, так ка используются в переносном значении. Пишутся с маленькой буквы, так как являются нарицательными.

3) В каком тексте есть слова в переносном значении, а в каком слова используются как названия специальных понятий, в прямом значении? Сравните профессионализмы и термины. Какие слова более образны, выразительны? Сделайте вывод о том. что сближает профессионализмы с разговорной речью и отличает от научной. Выпишите профессионализмы, определите способ словообразования.

Термины и специальные слова в первом тексте употребляются в прямом значении. Термины в текстах всегда употребляются в прямом значении, в отличие от профессионализмов.
Во втором тексте профессионализмы употребляются в переносном значении.

С разговорной точки зрения профессионализмы являются более живыми и выразительными, так как они показывают ассоциации летчиков с самолётами. Профессионализмы - это часть разговорной речи, они не подчиняются тем же стилистическим и лексическим правилам, которым подчиняются термины и книжные слова.

4) Найдите аббревиатуры (сложносокращённые слова), объясните их значение. Для какого стиля речи, по вашему мнению, они более характерны?
ВВС - военно-воздушные силы.
МиГ - Микоян и Гуревич (марка самолёта).
Аббревиатуры характерны для официально-делового и публицистического стилей.

5) Запишите основную информацию второго текста. Какую часть второго предложения можно исключить без потери смысла? Что она включает?
Инструктор дал газ, мотор включился и самолёт взлетел. Управляя самолётом машинально, Наумов потянул ручку на себя и истребитель круто поднялся вверх.
Из текста можно исключить всю часть с профессионализмами. Она включает в себя личное отношение автора к описываемому действию и не содержит важной повествовательной информации. Она является художественным отступлением.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением