Упр.41 Глава 4 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 41. 1) Послушайте сказку «Кот-котофей» в исполнении её автора, писателя и собирателя поморского фольклора Б. В. Шергина. Запишите несколько диалектизмов.Диалектизмы:...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
41. 1) Послушайте сказку «Кот-котофей» в исполнении её автора, писателя и собирателя поморского фольклора Б. В. Шергина. Запишите несколько диалектизмов.
Диалектизмы: не выкуркивают, исть, шшель, середи, таперя, цёрно, посхимился, скоромное, жонки, коровод, сграбился.

2) Легко ли вам было понять сказку? Какие ещё диалектные особенности вы заметили в речи рассказчика? Прочитайте для справки рубрику «Лингвистическая кладовая».
Диалектные слова в сказке близки по звучанию к их аналогам из литературного языка (исть - есть, шшель щель, таперя - теперь), поэтому сказку легко понять даже без знания значений диалектизмов. Диалектизмы в сказке - фонетические, грамматические и словообразовательные. Т.е. изменённые формы литературных слов.

Лингвистическая кладовая
Особенности диалектов проявляются на всех уровнях языковой системы.
Кроме лексических, есть и другие виды диалектизмов.
1. Фонетические диалектизмы: пш[о]но (пшено), до[ц]ка, но[ц] (дочка, ночь), [в’а]дро (ведро), [п’а]тух (петух), дру[х] (друг), [хв’]ёдор (Фёдор).
2. Грамматические диалектизмы: золотая семечка (золотое семечко); быват (бывает); пальцы долги (длинные) протянутся; у жене (у жены), от сестре (от сестры); видел своим глазам (своими глазами).
3. Словообразовательные диалектизмы: черница, чернига (вместо черника), сбочь (вместо сбоку).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением