Упр.21 Глава 3 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
21. 1) Послушайте предложения, а потом прочитайте их вслух, интонационно выделяя обращения.
1. Кстати Евгений Петрович я просила бы вас обратить вн...мание на Серёжу. 2. Словом госп...да Колосов был душою нашего общества. 3. Пору(?)чик я п...даю вам руку! 4. Виноват госп...дин верховный (главн...)к...мандующий2 я не могу п...дать вам руки. 5. Но я всё(таки) хочу ра...сказать вам доктор. 6. Ребята у нас случилось крупное без...бразие. 7. Мил...стивый государь не забывайтесь.
8. Дядя Серёжа а дядя Серёжа ра...скажите нам (что)нибудь. 9. Ну садись друг мой з...кадычный, 10. Гражданин пред...явите пожалуйста ваши документы. 11. Где бы брат тут воды напит(?)ся?
1. Кстати, (запятой выделяется обращение) Евгений Петрович, (запятой выделяется обращение) я просила бы вас обратить (словарное слово) внимание (словарное слово) на Серёжу. (обращение выражено именем существительным)
2. Словом, (запятой выделяется обращение) господа, (проверочное слово: господ) (запятой выделяется обращение) Колосов был душою нашего общества. (обращение выражено именем существительным)
3. Поручик, (проверочное слово: поручить) (запятой выделяется обращение) я подаю (неизменяемая приставка по-) вам руку! (обращение выражено именем существительным)
4. Виноват, (запятой выделяется обращение) господин (проверочное слово: Господь) верховный главнокомандующий, (соединительная гласная о после твёрдого согласного; словарное слово) (запятой выделяется обращение) я не могу подать (неизменяемая приставка по-) вам руки. (обращение выражено сочетанием существительное + прилагательное + существительное)
5. Но я всё-таки (частица таки пишется через дефис) хочу рассказать (приставка перед основой на глухой согласный) вам, (запятой выделяется обращение) доктор. (обращение выражено именем существительным)
6. Ребята, (запятой выделяется обращение) у нас случилось крупное безобразие. (словарное слово) (обращение выражено именем существительным)
7. Милостивый (словарное слово) государь, (запятой выделяется обращение) не забывайтесь. (обращение выражено сочетанием прилагательное + существительное)
8. Дядя Серёжа, (запятой между однородными обращениями) а дядя Серёжа, (запятой выделяется обращение) расскажите (приставка перед основой на глухой согласный) нам что-нибудь. (суффикс -нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) (обращение выражено именем существительным)
9. Ну, (запятой выделяется междометие) садись, (запятой выделяется обращение) друг мой закадычный. (словарное слово) (обращение выражено сочетанием существительное + притяжательное местоимение + прилагательное)
10. Гражданин, (запятой выделяется обращение) предъявите, (разделительный ъ после приставки на согласный перед гласной я) (запятой выделяется вводное слово) пожалуйста, (словарное слово) (запятой выделяется вводное слово) ваши документы. (обращение выражено именем существительным)
11. Где бы, (запятой выделяется обращение) брат, (запятой выделяется обращение) тут воды напиться? (что сделать?) (обращение выражено именем существительным)
2) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните обращения, укажите, чем они выражены.
3) Можно ли по формам обращений в этих предложениях предположить, кто говорит и с кем; какого возраста люди, каков их социальный статус (положение в обществе), личные отношения? Для справки можете прочитать текст рубрики «Лингвистическая кладовая».
Лингвистическая кладовая
Прямое назначение обращения — информировать собеседника, что речь обращена именно к нему. Обычно обращение используется в условиях устного диалога или в письмах, обращённых к конкретным лицам.
Обращения являются социально важным компонентом диалогической речи. Выбор говорящим формы обращения почти всегда прямо или косвенно отражает его отношение к собеседнику, обусловленное самыми разными факторами: возрастом собеседников, их различным положением в обществе, личными отношениями между ними, эмоциональным состоянием говорящего и степенью его этической культуры. Сравните:
Игорь Петров, зайди в кабинет директора. Петенька, к директору зайди. Петь, идёшь к директору? Эй, ты, к директору пойдёшь! Петров! Марш в кабинет директора! Господин Петрову ждём вас в кабинете директора. Гражданин Петров, проследуйте в кабинет директора.
Да, в данных предложениях по обращениям можно понять, кто с кем говорит, какой социальный статус человека, к которому обращаются, а также какого он возраста и какие личные отношения между участниками диалога.
1. Кстати, Евгений Петрович, (обращение к учителю) я просила бы вас обратить внимание на Серёжу.
2. Словом, господа, (обращение к коллегам по работе) Колосов был душою нашего общества.
3. Поручик, (обращение к коллеге) я подаю вам руку!
4. Виноват, господин верховный главнокомандующий, (обращение к начальнику) я не могу подать вам руки.
5. Но я всё-таки хочу рассказать вам, доктор. (обращение к доктору)
6. Ребята, (обращение к друзьям) у нас случилось крупное безобразие.
7. Милостивый государь, (обращение к незнакомому человеку, старшему по возрасту и социальному положению) не забывайтесь.
8. Дядя Серёжа, а дядя Серёжа, (обращение к знакомому человеку) расскажите нам что-нибудь.
9. Ну, садись, друг мой закадычный. (обращение к другу, близкому человеку)
10. Гражданин, предъявите, пожалуйста, ваши документы. (обращение полиции к какому-либо человеку)
11. Где бы, брат, тут воды напиться? (обычно обращение к незнакомому человеку с целью установления доверительных отношений)
Морфемный и словообразовательный разбор:
Главнокомандующий
1 главнокомандующий < главный, командующий (сложение)
2. главнокомандующий
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением