Упр.104 Глава 2 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 104. 1) Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с чередованием гласных в корне -мак-//-мок-//-моч-, объясните их написание. В каких словах есть корни -мак- и -мок- с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
104. 1) Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с чередованием гласных в корне -мак-//-мок-//-моч-, объясните их написание. В каких словах есть корни -мак- и -мок- с другим значением? Для справки можете прочитать рубрику «Лингвистическая кладовая».
1. Голова (проверочные слова: г?оловы, гол?овушка) не знает своей макушки, черепаха (словарное слово) - панциря. (после ц в корне пишется гласный и)
Значение: человек не может увидеть что-то, что находится выше его, не может понять значение того, что недоступно его пониманию.
2. Не глиняный (в суффиксе -ян- пишется одна н), от дождя не размокнешь (в приставках раз-/роз- в безударном положении пишется гласная а).
Значение: человек может сделать что-то не слишком приятно и пережить это (как пример: пройти под дождем)
3. У лисы и во сне ушки (проверочное слово: ушек) на макушке.
Значение: говорят по отношению к подозрительному и осторожному человеку.
4. Вымокший под дождём (проверочное слово: дождь) думает, что все промокли.
Значение: Получивший какую-то травму или сильно переживающий по поводу чего-либо человек думает, что все, попавшие в подобную ситуацию, имеют сходные с ним ощущения. Однако каждый переживает все события по своему и то, как воспринял ситуацию один человек не отражает то, как её воспримет другой.
5. Не всякая мачеха - крапива, (словарное слово) не всякая падчерица (проверочное слово: дочь) - маков цвет.
Значение: не все мачехи злые, ровное так же, как и не все падчерицы - хорошие.
6. Язык на замок не запрёшь. (проверочное слово: з?аперт)
Значение: нельзя заставить человека замолчать.
7. Ключ подбирают (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) к замку, а не замок к ключу.
Значение: к любому человеку можно подобрать подход. Однако не следует человека запихивать в рамки собственных ожиданий.

2) Спишите пословицы, объясните все пропущенные орфограммы.
3) Какие пословицы вы уже слышали раньше, а какие — нет? Объясните их значение.
Корень слов мочало, мочалка, мочалить, измочалить, измочаленный в современном языке не имеет значения «погружать в жидкость», но исторически они образовались от корня с таким значением, так как мочало изготавливали в процессе длительного вымачивания лубяных волокон липовой коры.
У корня мак- есть омоним мак- (маковый), а корень моч- не следует путать с омонимичными корнями в словах за-мок, за-моч-ный, от-мыч-ка, ото-мк-путь.
(По Е. Бешенковой, О. Ивановой)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением