Упр.24 Глава 1 ГДЗ Шмелев 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 24. 1) Прочитайте и расскажите, какие слова в этом тексте называются простыми.Простые слова подобны химическим элементам (хотя число слов несравненно более велико). Из...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 7 класс, Вентана-Граф:
24. 1) Прочитайте и расскажите, какие слова в этом тексте называются простыми.
Простые слова подобны химическим элементам (хотя число слов несравненно более велико). Из них составляются все прочие слова. Значение простых слов никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нём нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, село, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете. Л значение производных слов определяется значением слов простых, мотивировано им, подобно тому как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов.
(Е. Земская)
В этом тексте простыми называются производящие слова.

2) Прочитайте группы однокоренных слов. Установите, с каким словом каждое из них образует словообразовательную пару и является ли произ водящее слово непроизводным. Объясните на одном из примеров, как вы поняли смысл последнего предложения текста.
Образец: лошадь —> лошаденка (пренебрежительно о лошади).
домик, домашний, домище столик, настольный, столовая синеть, синеватый, синенький водичка, подводный, обезводить
земляной, землица лошадка, лошадёнка усыновить, сынок доброта, добреть
Значение производного слова связано со значением производящего (простого слова), так как у них одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Но производное слово отличается от производящего аффиксами, которые вносят дополнительное значение в образованное слово.
Дом > домик (уменьшительно-ласкательное).
Дом > домашний (принадлежащий дому).
Дом >домище (огромного размера).
Стол > столик (уменьшительно-ласкательное).
Стол > настольный (предназначенный для того, чтобы стоять на столе).
Стол > столовая (комната с обеденным столом).
Синий > синеть (становиться синим).
Синий > синеватый (слегка синий, с синим оттенком).
Синий >синенький (уменьшительно-ласкательное).
Вода > водичка (уменьшительно-ласкательное).
Водный > подводный (находящийся под водой).
Вода > обезводить (лишить воды).
Земля > земляной (сделанный из земли).
Земля > землица (уменьшительно-ласкательное).
Лошадь > лошадка (уменьшительно-ласкательное).
Лошадь >лошадёнка (пренебрежительно о лошади).
Сын > усыновить (взять в семью на воспитание, принять на себя родительские права и обязанности по отношению к мальчику).
Сон > сынок (уменьшительно-ласкательное).
Добрый > доброта (нежное и заботливое отношение к людям и ко всему живому, отзывчивость, стремление делать добро другим).
Добрый > добреть становиться добрым).

3) Закончите это высказывание, основываясь на прочитанном тексте.
В языке производных слов гораздо больше, чем непроизводных. Нам не требуется запоминать многие тысячи слов, потому что для понимания большинства слов ... .
В языке производных слов гораздо больше, чем непроизводных. Нам не требуется запоминать многие тысячи слов, потому что для понимания большинства слов достаточно знать значение производящего (простого) слова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением