Упр.97 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 97. Прочитайте фрагмент повести К. Г. Паустовского «Золотая роза».Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
97. Прочитайте фрагмент повести К. Г. Паустовского «Золотая роза».
Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» — освещают его по ночам, — и от этого хлеб наливается быстрее. В Калужской области зарницы называют «хлебозар».
Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.
Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.
В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.
Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.
Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.
Всё никнет, только человек не сдаётся.
Произведите анализ текста.
1. Прочитайте текст.
Текст прочитан и проанализирован. В нем выделяются значимые смысловые отрезки и важные слова, такие как «зарница», «заря», «развиднелся», «светает быстро», «осенние зори» и другие.
2. Автор текста.
К.Г. Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер художественной прозы. Жил в эпоху XX века, принадлежал к направлению реализма. Известен своими лирическими описаниями природы и философскими размышлениями о красоте мира. Его произведения пронизаны тонкой наблюдательностью и глубоким лиризмом.
3. Функциональный стиль речи.
Текст относится к художественному стилю. В нем присутствуют описания, богатый изобразительный язык, метафоры, эпитеты и другие выразительные средства.
4. Тип речи.
Преобладает описание, но есть и элементы повествования, передающие движение времени и смену явлений природы.
5. Жанр текста.
Текст является эпизодом художественного произведения, содержащим философские размышления.
6. Преобладающее настроение.
Текст передает созерцательное, немного задумчивое и философское настроение. В начале создается ощущение тайны и величия природы, а в конце – умиротворение.
7. Тема текста.
Тема текста – наблюдение за природой, ее явлениями и их влияние на человека.
8. Анализ заглавия.
Заглавие «Золотая роза» символично, поскольку Паустовский в одноименном сборнике обращался к теме красоты, запечатленной в искусстве и природе. В данном фрагменте отражается его любовь к художественному слову и природе.
9. Смысловые части и план текста.
1. Зарница и ее значение в народных поверьях.
2. Тишина перед рассветом.
3. Описание утренней зари и ее воздействия на природу.
4. Контраст утренней и осенней зари.
10. Связь частей текста.
Части текста связаны лексическими повторами («зарница», «заря», «развиднелся»), синтаксическими параллелями (короткие, созерцательные предложения), а также смысловой логикой – переход от описания поверий к реальной заре.
11. Соотношение начала и конца.
В начале описывается зарница как символ надежды, освещения и пробуждения. В конце – осенняя заря, как противопоставление летнему свету, медленная, угасающая.
12. Композиционные приемы.
Текст построен на постепенном развитии мысли: от поверий к личному наблюдению, затем к философскому осмыслению жизни. Используется сопоставление утренней и осенней зари.
13. Основные образы текста.
• Зарница – символ света, жизни, надежды.
• Тишина перед рассветом – символ ожидания и перерождения.
• Осенняя заря – метафора усталости, угасания.
• Человек – наблюдатель, созерцающий природу.
14. Лексический анализ.
• Неологизмы и историзмы: «хлебозари».
• Оценочная лексика: «теплый», «мягкая», «яркий».
• Фразеологизмы: «все никнет, только человек не сдается».
• Тропы и фигуры речи:
o Эпитеты: «оранжевый свет», «теплый дом».
o Метафоры: «убывающий солнечный свет», «под тяжестью инея гнулись».
o Сопоставления: летняя и осенняя заря.
o Антонимы: «быстро – медленно», «теплый – холодный».
Этот текст – яркий пример лирико-философского описания природы, подчеркивающий ее глубокую связь с жизнью человека.
Найдите слова с чередующимися гласными в корнях, запишите их, обозначая условия выбора орфограммы.
Зарницы, зарят, заря, зарослями, занимается, заревой, на зорях, ложатся, загораются, зори.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением