Упр.88 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
88. Прочитайте текст. Определите его тему, тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
Был в Куоккале один случай, который «прославил» нас с братом среди всех дачников.
Ветер дул с берега (самый опасный). Мой старший брат снял синюю штору у нас в детской, водрузил её на нашей лодке и предложил прокатиться «под парусом» вполне домашнему мальчику — внуку сенатора Давыдова. Домашний мальчик Серёжа (он впоследствии, после Второй мировой войны, работал архитектором-реставратором в Новгороде) пошёл к своей бабушке и спросил у неё разрешение прокатиться. Бабушка была франтиха с фиолетовыми глазами, сидела в шёлковом платье стального цвета под зонтиком от солнца. Она спросила только — не промочит ли Серёжа ноги: в лодке ведь всегда есть на дне вода. Велела Серёже надеть галоши. Серёжа надел новые блестящие галоши и сел в лодку. Всё это происходило на моих глазах. Поехали. Ветер, тихий, как всегда у берега, усилился вдали. Лодку погнало. Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез. Бабушка, как была в корсете и с зонтиком, пошла по воде, простирая руки к любимому Серёже. Дойдя до глубокой воды, бабушка с фиолетовыми глазами упала без чувств. А на берегу, за загородкой из простыней, загорал проректор Петербургского университета красавец Прозоровский. Он наблюдал за бабушкой и, когда та упала, бросился её спасать. И, — о ужас! — в одних трусах. Он поднял бабушку с фиолетовыми глазами и понёс её к берегу. А я изо всех сил побежал домой. Подбежав к нашей даче, я замедлил шаг и постарался быть спокойным. Мать спросила, очевидно догадавшись всё же, что что-то случилось: «На море всё спокойно?» Я немедленно ответил: «На море всё спокойно, но Миша тонет».
А в море в это время происходило следующее. Домашний мальчик Серёжа, конечно, не умел плавать. Брат стал его спасать и велел сбросить галоши. Но Серёжа не хотел — то ли чтобы не ослушаться бабушки, то ли потому, что было жаль блестящих галош с медными буковками «С. Д.» («Серёжа Давыдов»). Брат пригрозил: «Сбрасывай, дурак, или я сам тебя брошу». Угроза подействовала, а от берега уже гребли лодки и лодки.
(Д. Лихачёв)
Тема текста – опасный случай во время прогулки на лодке, произошедший с автором и его братом, а также действия домашних мальчиков, предотвративших беду. Рассказ показывает напряжённый момент, когда бабушка чуть не утонула, и описывает, как её спасли.
Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основной акцент сделан на последовательности событий: автор рассказывает, как началась прогулка, как усилился ветер, как он заметил, что лодка наклоняется, и как его бабушку удалось спасти. В тексте также есть описания (бабушки, ветра, происходящего на берегу) и рассуждения о причинах событий.
Стиль речи – художественный. Текст насыщен выразительными средствами: сравнениями (например, "бабушка с фиолетовыми глазами"), эпитетами ("домашний мальчик Серёжа", "фиолетовые глаза"), а также живыми деталями, передающими напряжённую атмосферу. Рассказ строится на контрасте между спокойным началом и драматичным развитием событий.
Какими средствами достигается комический эффект рассказа?
Комический эффект рассказа достигается с помощью нескольких выразительных средств.
Во-первых, ирония проявляется в том, как автор описывает серьёзное происшествие с оттенком лёгкого юмора. Например, бабушка, оказавшаяся в воде, сохраняет достоинство, а её внезапное исчезновение вызывает не только тревогу, но и элемент неожиданности.
Во-вторых, гипербола – преувеличение ситуации, когда на берегу люди сначала наблюдают за происходящим, а потом, осознав опасность, начинают активно действовать. Особенно комичен момент, когда домашний мальчик Серёжа грозно приказывает лодкам и лодочникам собраться.
В-третьих, контраст между серьёзностью ситуации и реакцией персонажей. Например, бабушка молчит и смотрит на происходящее "фиолетовыми глазами", не проявляя паники, в то время как окружающие впадают в суету.
Таким образом, комизм в рассказе строится на иронии, преувеличении, неожиданном поведении героев и забавных речевых оборотах.
Какими способами вводится в текст чужая речь?
В тексте чужая речь вводится с помощью нескольких способов:
Прямая речь – передаёт точные слова персонажей и оформляется с помощью кавычек. Например:
«Сбрасывай, дурак, или я сам тебя брошу»;
«На море всё спокойно, но Миша тонет.»
Косвенная речь – пересказывает слова персонажей без точного цитирования. Например:
Велела Серёже надеть галоши. Здесь передаётся её распоряжение без прямой речи.
Непрямая речь – передаёт слова героя через повествовательную структуру. Например:
Мать спросила.
Таким образом, в тексте используются разные способы передачи чужой речи, что делает повествование более живым и выразительным.
Какова роль в тексте вставных конструкций?
Вставные конструкции в тексте выполняют несколько важных функций:
Дополнение основной информации – они дают дополнительные пояснения, которые уточняют или расширяют содержание. Например:
«Домашний мальчик Серёжа (он впоследствии, после Второй мировой войны, работал архитектором-реставратором в Новгороде) пошёл к своей бабушке…» – здесь вставная конструкция сообщает о будущем судьбе Серёжи, что добавляет биографическую глубину персонажу.
Создание эффекта живой, разговорной речи – вставные конструкции имитируют поток мыслей автора, делая текст более естественным и личностным. Например:
«Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонялся и исчез. Бабушка, как была в корсете с зонтиком, пошла по воде…»
Выражение авторской оценки – такие конструкции позволяют автору вставлять личные замечания, оттеняя отношение к описываемому. Например:
«А на берегу, за загородкой из простыней, загорал проректор Петербургского университета красавец Прозоровский». Здесь вставная конструкция подчёркивает участие героя в событиях.
Таким образом, вставные конструкции делают текст более выразительным, помогают передать эмоциональное состояние автора и дополнительно раскрывают детали сюжета.
Охарактеризуйте видовременные формы глаголов, используемых автором. Выпишите три глагола, интересных для морфемного анализа, и обозначьте в них морфемы.
В приведенном фрагменте из текста Д. Лихачева используются различные видовременные формы глаголов, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1. Прошедшее время:
o Были — форма прошедшего времени глагола "быть", указывает на действие, завершившееся в прошлом.
o Снял, водрузил, предложил, пошёл, спросил, спросила, сидела, спросил, видел, обнаружил, упала, наблюдал, спросила, заметил, упал, убежал — все эти глаголы в прошедшем времени описывают действия, которые происходили до момента повествования.
2. Настоящее время:
o Работает, является — форма настоящего времени, описывающая действие, которое происходит в данный момент (например, "работает архитектором-реставратором", "являет-ся домашним мальчиком").
3. Будущее время:
o Пойдёт, будет, может пойти, поедет — будущее время, выражающее действия, которые будут происходить после момента повествования.
Основные виды глаголов в тексте:
• Совершенный вид: Например, "снял", "предложил", "спросил" — действия, завершившиеся в момент повествования.
• Несовершенный вид: Например, "сидела", "работает" — действия, которые продолжались или происходят в процессе.
Заключение:
Автор использует разнообразие видовременных форм для передачи различных временных рамок событий (прошедшее, настоящее и будущее время), что помогает создать динамичную картину происходящего.
Спросила, является, поедет.
Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Обозначьте в них орфограммы.
Предложил, блестящие, вдали, наклонился, простирая, загорал, плавать, сбрасывай, брошу.
Объясните написание выделенных слов.
Впоследствии (наречие); архитектором-реставратором (образовано путём сложения двух равноправных слов, между которыми можно поставить союз); вдали (наречие; даль); немедленно (наречие, нет противопоставления, образовано от медленный); следующее (след, причастие образовано от глагола І спр.).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением