Упр.86 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 86. Определите тему текста, тип и стиль речи.Дело было так. Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
86. Определите тему текста, тип и стиль речи.
Дело было так. Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, самой земли и реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на те, что знал Бим... Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим приостановился и оглянулся на Ивана Иваныча. А тот повернул в сторону, ничего не заметив. Бим был удивлён: друг-то не чует. Да ведь он же калека! И тогда Бим принял решение сам: тихо переступая в потяжке, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Иваныча. Шажки становились всё реже и реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать, не зацепить будылинку. Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим, так и не опустив на землю правую переднюю лапу, замер на месте, застыл, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка!
(Г. Троепольский)
Тема текста – восприятие окружающего мира собакой по кличке Бим, его тонкое чувствование запахов и удивление от реакции человека.
Тип речи – повествование с элементами описания. В тексте передаётся последовательность действий Бима (он идёт, обнюхивает, останавливается, оглядывается) и даётся описание его ощущений (необычный запах, возбуждающий кровь).
Стиль речи – художественный. Автор использует выразительные средства (метафоры, эпитеты, сенсорные образы), чтобы передать атмосферу момента и ощущения Бима.
Укажите ключевые слова, помогающие определить тему.
Ключевые слова, помогающие определить тему текста: Бим, запах, птица, неизвестность, будоражило кровь, остановился, оглянулся, не чует, калека.
Эти слова подчёркивают, что текст описывает тонкое восприятие окружающего мира собакой, её удивление перед неизвестным запахом и непонимание реакции человека.
При определении типа речи обратите внимание на вид (совершенный или несовершенный) глагольных форм. В каком типе речи обычно употребляются глаголы совершенного вида?
В тексте встречаются глаголы несовершенного вида (шёл, разыскивал, пахло, приостановился, оглянулся), что характерно для повествования, так как они передают длительные или повторяющиеся действия.
Глаголы совершенного вида чаще употребляются в описании конечных действий и в рассуждении, где важно обозначить результат. Например, в повествовательном тексте они могут встречаться, если событие уже завершилось (заметил, понял, ощутил).
Найдите слова с орфограммой «Приставки пре- и при-».
Приостановился (неполнота действия); приближаться (приближение).
Объясните написание словосочетания вовсе не похожий.
Вовсе не похожий – в сочетаниях причастия и усилительной конструкции отрицания, НЕ пишется раздельно. Вовсе – наречие, пишется слитно.
Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным, две грамматические основы:
1 – пахло; неопределенно-личное, односоставное, распространенное;
2 – что будоражило; двусоставное, распространенное).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением