Урок 77 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Можно ли формы пусть играет, пусть читает считать формами повелительного наклонения? Выражают ли они значение пожелания?Да, формы пусть играет, пусть читает можно...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
Можно ли формы пусть играет, пусть читает считать формами повелительного наклонения? Выражают ли они значение пожелания?
Да, формы пусть играет, пусть читает можно считать формами повелительного наклонения, потому что они являются побуждением к действию и выражают пожелания говорящего.
Упражнение 1. Выпиши из текста глаголы в форме повелительного наклонения. Устно объясни, как они образованы.
Колыбельная для кошки
Спи, моя киска,
Любимая Лариска.
Глазки закрывай,
Спи, засыпай.
Пусть тебе приснится
Рыбок колесница
И вагон мышей.
Спи поскорей.
(С. Турецких)
Спи (образован с помощью суффикса «и»).
Закрывай (совпадает с основой настоящего времени).
Засыпай (совпадает с основой настоящего времени).
Пусть приснится (сложная форма).
Формы повелительного наклонения выражают совет, просьбу, приказ, побуждение к действию. Когда их употребляют, обязательно к кому-то обращаются. Как ты думаешь, есть ли разница в употреблении форм пиши, учись и пусть пишет, пускай учится?
Разница в употреблении форм пиши, учись и пусть пишет, пускай учится есть.
Формы пиши, учись употребляют по отношению ко 2-му лицу, слушающему (ты, вы). Формы пусть пишет, пускай учится употребляют по отношению к 3-му лицу, к тому или тем, кто не участвует в разговоре (он, она, оно, они).
Упражнение 2. Прочитай предложения. Запиши их. Правильно употребляй форму повелительного наклонения.
Помни, что при образовании форм глагола вид не меняется.
Когда посмотришь журналы, (положить) их на место.
Не (трогать) нож — обрежешься. Выполненную работу (показать) учителю.
К приходу мамы (почистить) картошку. Прежде чем выйти на улицу, (выглянуть) в окно.
Вымытые фрукты (выложить) на тарелку. Из цветной бумаги (вырезать) полоски для гирлянды.
Когда посмотришь журналы, положи их на место.
Не трогай нож — обрежешься.
Выполненную работу покажи учителю.
К приходу мамы почисти картошку.
Прежде чем выйти на улицу, выгляни в окно.
Вымытые фрукты выложи на тарелку.
Из цветной бумаги вырежи полоски для гирлянды.
Упражнение 3. В предложениях неправильно употреблены формы повелительного наклонения. ^ ^ Исправь ошибки и запиши правильный вариант в тетрадь.
1. Серёжа, вытащь мне игрушку.
2. Едь до остановки «Аптека».
3. Работу закончь вовремя.
4. Не ехай по этой дороге.
1. Серёжа, вытащи мне игрушку.
2. Поезжай до остановки «Аптека».
3. Работу закончи вовремя.
4. Не езди по этой дороге.
Можно ли от глаголов ржаветь, вянуть, морозить, зеленеть, бодаться образовать простые формы повелительного наклонения (без частиц пусть, пускай)? Когда и кому можно приказать совершить такие действия?
В глаголах ржаветь, вянуть, морозить, зеленеть, бодаться образованию простой формы повелительного наклонения ничто не мешает.
Но эта форма не употребляется в обычных ситуациях, так как значение глагола противоречит значению повелительного наклонения, потому что нельзя приказать трубе ржаветь, цветам вянуть, морозу морозить, траве зеленеть, а козе бодаться.
Употребление простой формы повелительного наклонения указанных глаголов возможно в сказках или народных песнях.
Например: «Ой, мороз, мороз! Не морозь меня».
Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши глаголы, определи их вид, форму наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени).
Образец: вяжет — несов. вид, изъяв, накл., наст, вр., 3-е л., ед. ч.
Зима-рукодельница
Снова в заботах Зима-рукодельница:
Пусть потеплее природа оденется.
Много Зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала:
«Ох, поскорей уж весна бы настала!»
(Е. Явецкая)
(Пусть) оденется — сов. вид, повелит. накл., 3-е лицо, ед. ч.
Заготовила — сов. вид, изъявит. накл., пр. вр., ед. ч., ж. р.
Вяжет — несов. вид, изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
Шила — несов. вид, изъявит. накл., пр. вр., ед. ч.
Вязала — несов. вид, изъявит. накл., пр. вр., ед. ч.
Устала — сов. вид, изъявит. накл., пр. вр., ед. ч., ж. р.
Настала (бы) — сов. вид, условное накл., ед. ч., ж. р.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением