Упр.76 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 76. Прочитайте стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и струны».Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны!Касаться скрипки столько лет И не узнать при...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
76. Прочитайте стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и струны».
Какой тяжёлый, тёмный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажёг
Два жёлтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты тали, тали?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок всё понял, он затих,
А в скрипке это всё держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил
До утра свеч... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На чёрном бархате постели.
Определите разряд местоимений.
Какой (относительное) тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько (указательное) лет
И не узнать при свете струны!
Кому (вопросительное) ж нас (личное) надо? Кто (вопросительное) зажег
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то (неопределенное) взял и кто-то слил их (личное).
«О, как давно! Сквозь эту (указательное) тьму
Скажи одно, ты (личное) та (указательное) ли, та ли?»
И струны ластились к нему (личное),
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда (отрицательное)
Мы (личное) не расстанемся? довольно…»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все (определительное) понял, он (личное) затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них (личное),
Что (относительное) людям музыкой казалось.
Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их (личное) нашло без сил
На черном бархате постели.
По поводу этого стихотворения Николай Гумилёв писал: «С кем не случалось этого? Кому не приходилось склоняться над своей мечтой, чувствуя, что возможность осуществить её потеряна безвозвратно? И тот, кто, прочитав это стихотворение, забудет о вечной, девственной свежести мира, поверит, что есть только мука, пусть кажущаяся музыкой, — тот погиб, тот отравлен. Но разве не чарует мысль о гибели от такой певучей стрелы?» Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение у вас?
Стихотворение Иннокентия Фёдоровича Анненского «Смычок и струны» вызывает глубокие размышления и сильные эмоции. В нём звучит мотив неразделённости, вечного поиска, болезненной привязанности и трагического слияния.
В центре стихотворения — образ скрипки и смычка, которые существуют только вместе, но при этом испытывают муку от своего соединения. Эта аллегория может быть символом человеческих отношений: любви, зависимости, творческого горения или борьбы между душой и телом.
Особенно сильное впечатление оставляют последние строки, в которых музыка продолжается даже после того, как страдающие души выгорели и исчерпали себя. Финальный образ струн, «нашедших солнце без сил», можно воспринять как символ гибели прекрасного, жертвы во имя искусства или же как метафору усталости, опустошённости после сильных переживаний.
Таким образом, стихотворение вызывает чувства грусти, трагизма, нежности и осознания неизбежности страданий в творчестве и любви.
Меняется ли настроение, передаваемое поэтом, к концу стихотворения? Почему? Как это выражено?
В стихотворении И. Ф. Анненского «Смычок и струны» настроение претерпевает заметные изменения от начала к концу произведения. Изначально оно окрашено в мрачные и тревожные тона, что подчёркивается такими выражениями, как «тяжёлый, тёмный бред» и «выси мутно-лунны». Эти образы создают ощущение неопределённости и внутреннего смятения.
По мере развития сюжета, через диалог между смычком и струнами, возникает надежда на объединение и гармонию: «Не правда ль, больше никогда / Мы не расстанемся? довольно…». Однако эта надежда омрачается внутренней болью, о чём свидетельствует строка: «Но сердцу скрипки было больно».
К финалу стихотворения настроение вновь становится подавленным. Строки «Смычок всё понял, он затих» и «И было мукою для них, / Что людям музыкой казалось» подчёркивают внутренние страдания героев, скрытые за внешней красотой музыки. Последние образы «струны пели… / Лишь солнце их нашло без сил / На чёрном бархате постели» символизируют исчерпанность и опустошение после ночи, полной эмоциональных переживаний.
Таким образом, настроение стихотворения эволюционирует от мрачной неопределённости к кратковременной надежде и вновь возвращается к чувству глубокой печали и усталости, отражая сложность и противоречивость человеческих эмоций.
Какую роль играют восклицательные и вопросительные предложения в данном тексте?
В стихотворении И. Ф. Анненского «Смычок и струны» восклицательные и вопросительные предложения играют ключевую роль в передаче эмоционального напряжения и внутреннего диалога между персонажами. Восклицательные предложения, такие как «Какой тяжелый, темный бред!» и «О, как давно!», выражают глубокие чувства, подчеркивая драматизм происходящего. Вопросительные конструкции, например, «Кому ж нас надо?» и «Скажи одно: ты та ли, та ли?», отражают сомнения и поиски ответов, усиливая интроспективный характер произведения. Использование этих синтаксических форм способствует созданию напряженной атмосферы и раскрытию сложных взаимоотношений между смычком и струнами, символизирующими человеческие переживания и взаимоотношения.
Какова роль многоточия в предпоследнем предложении?
В предпоследнем предложении стихотворения И. Ф. Анненского «Смычок и струны» многоточие играет важную роль в передаче эмоционального состояния героев и создании определённой атмосферы. Строка «И было мукою для них, что людям музыкой казалось…» с использованием многоточия подчёркивает незавершённость мысли, оставляя пространство для размышлений и интерпретаций читателя. Этот приём усиливает ощущение внутренней боли и трагизма, скрытых за внешней гармонией музыки, и акцентирует разрыв между восприятием искусства исполнителями и слушателями.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением