Упр.72 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 72. Прочитайте текст. Определите его тему.В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
72. Прочитайте текст. Определите его тему.
В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни. Невский проспект — это чудо градостроительства и, как сказал Гоголь, «всеобщая коммуникация Петербурга».
Нет, это не случайное соседство домов. Это — единое целое. И гармония эта достигнута прежде всего соразмерностью, точно найденными пропорциями. Гляньте! Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и эта певучая ширина улицы!
Невский проспект — это понятие. Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект, который в продолжение двух с лишком столетий был центром духовной жизни России.
(И. Андроников)
В тексте рассказывается о Невском проспекте как об архитектурном и историческом символе Санкт-Петербурга и всей России. Автор подчёркивает его красоту, гармоничность и значимость как центра культурной и духовной жизни страны.
Определите стиль текста.
Текст относится к публицистическому стилю.
Обоснование:
• Выразительность и эмоциональность: использование восклицательных предложений («В целом мире нет такой улицы!»), усиленных эпитетов («великий памятник русской истории», «наша национальная гордость»).
• Оценочность: автор передаёт своё восхищение Невским проспектом, подчёркивает его значение.
• Лексические средства: присутствуют книжная лексика («градостроительство», «пропорции», «коммуникация») и разговорные элементы («Гляньте!»).
• Назидательность: автор делится своим мнением и убеждает читателя в важности Невского проспекта.
Таким образом, текст имеет черты публицистического стиля, характерного для статей, очерков и эссе о культуре и истории.
Найдите в тексте неполные и восклицательные предложения. Какую роль они играют в создании стиля текста?
Восклицательные предложения:
В целом мире нет такой улицы!
Гляньте!
Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и эта певучая ширина улицы!
Неполные предложения:
Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни.
Это – единое целое.
Гляньте!
Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект…
Роль этих предложений в создании стиля текста:
• Выразительность и эмоциональность: восклицательные предложения передают восторг и восхищение автора.
• Динамичность: неполные предложения создают ритм, подчёркивают важные моменты.
• Воздействие на читателя: такие конструкции делают текст более живым и запоминающимся, побуждают к размышлениям.
• Публицистический стиль: помогает создать образность, сделать текст похожим на вдохновляющую речь.
Таким образом, восклицательные и неполные предложения усиливают эмоциональность, торжественность и выразительность текста.
Выпишите из текста причастия. Обозначьте в них морфемы.
Построенной, найденными, образующих.
Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Проспект, который в продолжение двух с лишним столетий был центром духовной жизни России.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, СПП с прида-точным определительным:
1 – проспект; односоставное, назывное, нераспространенное;
2 – который был центром; двусоставное, распространенное).
Объясните правописание выделенных слов.
Построенной – неизменяемая приставка ПО; два НН, так как это причастие с зависимыми словами; какой?
Не случайное – слитно не пишется; ЧА с А; какое?
Найденными – два НН, так как есть зависимое слово; какими?
В продолжение – производный предлог; пишется раздельно, на конце Е.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением