Упр.676 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
676. Прочитайте текст.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начаться? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа — есть всё — всюду — вечно.
Посему ограничусь личными вещами, а из них — самым главным, — тем, без чего Бальмонт не был бы Бальмонтом. Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: «Поэт».
Не улыбайтесь, господа, я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке. Ибо в каждом из них, кроме поэта, было ещё нечто, большее или меньшее, лучшее или худшее, но ещё нечто. Даже у Ахматовой была молитва — вне стихов.
В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего. Бальмонт — поэт: адекват. И потому, когда его домашние на вопрос о нём отвечают: «Поэт спит», — или: «Поэт вышел за папиросами», — в этом нет ничего смешного или претенциозного, ибо именно поэт спит, и сны, которые он видит, — сны поэта, и именно поэт и никто другой вышел за папиросами, в чём не усомнился бы ни один лавочник, увидев его у прилавка.
На каждом бальмонтовском жесте, слове — клеймо — печать — звезда — поэта.
(М. Цветаева)
Определите тему и основную мысль текста.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начаться? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа — есть всё — всюду — вечно.
Посему ограничусь личными вещами, а из них — самым главным, - тем, без чего Бальмонт не был бы Бальмонтом. Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: «Поэт».
Не улыбайтесь, господа, я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке. Ибо в каждом из них, кроме поэта, было ещё нечто, большее или меньшее, лучшее или худшее, но ещё что-то. Даже у Ахматовой была молитва — вне стихов.
В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего. Бальмонт — поэт: адекват. И потому, когда его домашние на вопрос о нём отвечают: «Поэт спит», — или: «Поэт вышел за папиросами», — в этом нет ничего смешного или претенциозного, ибо именно поэт спит, и сны, которые он видит, — сны поэта, и именно поэт и никто другой, вышел за папиросами, в чём не усомнился бы ни один лавочник, увидев его у прилавка.
На каждом бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда – поэта.
Тема текста
Марина Цветаева размышляет о сущности поэта и его предназначении на примере личности Константина Бальмонта. Она противопоставляет Бальмонта другим великим поэтам, утверждая, что он был поэтом по своей сути, без примеси других граней личности.
Основная мысль
Цветаева подчёркивает, что Бальмонт — поэт не только по призванию, но и по самой сути своей жизни. В отличие от других поэтов, в которых было что-то ещё, помимо поэзии, Бальмонт был воплощением поэта во всём: в быту, в жестах, в мыслях, даже во сне. Для него поэзия — не только творчество, но и способ существования.
К какому стилю и типу речи относится текст? Обоснуйте свой ответ.
Текст Марины Цветаевой относится к публицистическому стилю с элементами художественного стиля.
Обоснование:
• В тексте выражена авторская эмоциональная оценка Бальмонта и его сущности как поэта.
• Используются образные выражения, метафоры: «Душа — есть всё — повсюду — вечно», «На каждом бальмонтовском жесте, слове — клеймо — печать — звезда — поэта».
• Присутствует риторическая интонация, например, риторические вопросы: «Откуда начать? Где закончить?».
• Автор обращается к читателю: «Не улыбайтесь, господа», что характерно для публицистики.
Таким образом, текст является публицистическим по основному стилю, но с ярко выраженной художественной выразительностью.
Текст относится к рассуждениям, поскольку Цветаева анализирует сущность поэта, сравнивает Бальмонта с другими поэтами, делает выводы и обосновывает свою точку зрения.
Какие синтаксические средства выразительности использует автор?
В приведённом отрывке Марина Цветаева использует различные средства выразительности, чтобы передать свои мысли и чувства:
1. Риторические вопросы: Цветаева задаёт вопросы, на которые не ожидается ответа, чтобы подчеркнуть сложность и необъятность темы: «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа — есть всё — всюду — вечно».
2. Эмфатическое употребление тире: Автор использует тире для усиления выразительности и выделения ключевых понятий: «клеймо – печать – звезда – поэта».
3. Инверсия: Необычный порядок слов подчёркивает значимость определённых фраз: «Бальмонт — поэт: адекват».
4. Повторение: Цветаева повторяет слово «поэт» в разных контекстах, чтобы подчеркнуть его центральную роль в описании Бальмонта: «В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего. Бальмонт — поэт: адекват».
5. Сравнение и противопоставление: Автор сравнивает Бальмонта с другими поэтами, подчёркивая его уникальность: «я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке».
6. Метафора: Использование слов «клеймо», «печать» и «звезда» в переносном смысле для описания сущности поэта: «На каждом бальмонтовском жесте, слове — клеймо — печать — звезда — поэта».
Эти средства выразительности помогают автору создать яркий и запоминающийся образ Бальмонта как поэта, для которого поэзия является неотъемлемой частью его сущности.
Составьте небольшой текст в жанре эссе о своём любимом поэте.
Эссе
Анна Ахматова: Голос эпохи и символ стойкости
Отец, опасаясь за репутацию семьи, не одобрял поэтические увлечения дочери, что побудило её взять псевдоним «Ахматова». С ранних лет она проявляла интерес к литературе и поэзии. Анна Ахматова, настоящее имя — Анна Андреевна Горенко, родилась 23 июня 1889 года в Одессе в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко.
Её стихи о любви, разлуке, надежде и боли находили отклик у многих. Ахматова умела передавать сложные эмоциональные состояния, используя простые и точные образы. Её дебютный сборник «Вечер» (1912) сразу привлёк внимание читателей и критиков.
Сама Ахматова пережила годы замалчивания и преследований, но не сломалась, продолжая творить и сохраняя верность своему призванию. Сын, Лев Гумилёв, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Её первый муж, поэт Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году по обвинению в контрреволюционной деятельности. Личная жизнь поэтессы была полна испытаний.
Это произведение долгое время не публиковалось в СССР, выходило только в самиздате и было официально издано только в середине 1980-х годов. Одним из наиболее значимых произведений Ахматовой является поэма «Реквием», в которой она отразила горе жён и матерей «врагов народа».
Её мужество, стойкость и талант продолжают вдохновлять и сегодня, напоминая о силе человеческого духа и значении искусства в самые трудные моменты истории. Её стихи — это отражение времени с его трагедиями и надеждами. Анна Ахматова стала не только свидетельницей, но и летописцем своей эпохи.
Объясните значение слова претенциозный. Составьте с ним два предложения.
Слово «претенциозный» обозначает нечто вычурное, показное, стремящееся произвести впечатление своей значимостью или оригинальностью, но зачастую лишённое настоящей глубины или искренности.
Примеры предложений:
1. Его претенциозный стиль письма отталкивал читателей из-за излишней напыщенности и сложных оборотов.
2. Ресторан предлагал претенциозное меню с необычными сочетаниями ингредиентов, но вкус блюд оставлял желать лучшего.
Выпишите из текста союзы, определите их разряд.
Сочинительные союзы: и, а, или.
Подчинительные союзы: как, откуда, где, если, ибо, когда, которые.
К какой части речи относятся слова лучшее, худшее? Обоснуйте свой ответ.
В данном контексте слова «лучшее» и «худшее» являются существительными. Они обозначают абстрактные понятия, выступая в роли подлежащих или дополнений в предложениях. Изначально эти слова являются прилагательными в превосходной степени («лучший» и «худший»), но в данном случае они используются в субстантивированной форме, то есть превращены в существительные.
Таким образом, в этих примерах «лучшее» и «худшее» функционируют как существительные, обозначая определённые абстрактные или конкретные понятия.
Укажите наклонение глаголов.
Условное: не был бы, было бы, не задумываясь бы, не сказала бы, не усомнился бы.
Изъявительное: говорю, ограничусь, сказала, не улыбайтесь, было, была, отвечают, спит, вышел, видит.
Найдите в тексте слово с приставкой, написание которой зависит от последующей согласной. Произведите морфемный анализ этого слова.
Безмерности.
Найдите в тексте авторские знаки препинания. Объясните их функцию.
В приведённом отрывке Марина Цветаева использует авторские знаки препинания, особенно тире, для усиления выразительности и передачи интонации. Тире в её прозе выполняет несколько функций:
1. Выделение и акцентуация: Тире используется для подчёркивания ключевых слов или фраз, придавая им дополнительную значимость. Например: «клеймо — печать — звезда — поэта». Здесь тире разделяет синонимичные образы, усиливая их влияние и создавая ритмическую последовательность.
2. Создание пауз и ритма: Тире вводит паузы, которые помогают передать интонацию размышлений и эмоционального напряжения. В предложении «Посему ограничусь личными вещами, а из них — самым главным, — тем, без чего Бальмонт не был бы Бальмонтом» тире выделяет вставную конструкцию, акцентируя внимание на «самом главном».
3. Интонационное выделение вставных конструкций: Тире используется для отделения вставных фраз, добавляя интонационное выделение и подчёркивая их значимость. Например: «Не улыбайтесь, господа, я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке». Здесь тире могло бы быть использовано для выделения обращения «господа», усиливая интонационное выделение.
Таким образом, авторские знаки препинания в тексте Цветаевой служат для передачи её индивидуального стиля, эмоциональной окраски и ритмической организации прозы, что позволяет глубже понять её отношение к описываемому и создать уникальную интонационную структуру текста.
Популярные решебники 10-11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением