Упр.66 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
66. Определите тему текста и тип речи.
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стёртое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И, наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из её драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией.
(К. Паустовский)
Тема текста
Текст посвящён особенностям поэзии, её способности оживлять слова, возвращать им первоначальную свежесть и силу. Автор также рассматривает роль звуковой организации речи, включая фонетическую выразительность, мелодику стихов и аллитерацию. В финале делается вывод о том, что совершенная проза становится подлинной поэзией.
Тип речи
Текст относится к рассуждению, так как в нём содержатся объяснения, доказательства и выводы. Автор размышляет о природе слова в поэзии и прозе, используя примеры и логические умозаключения.
Какое предложение полнее всего выражает тему (тезис) текста?
Полнее всего тему текста выражает предложение:
«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть.»
Это предложение отражает основной тезис текста – способность поэзии оживлять слова, придавать им новую выразительность и силу, что затем развивается и доказывается в последующих рассуждениях автора.
Как вы понимаете словосочетания девственная свежесть, стёртое слово? Какие аргументы приводит автор для доказательства основной мысли?
«Девственная свежесть» – это образное выражение, означающее изначальную чистоту, первозданность слова, его неприкосновенную выразительность. Автор говорит, что поэзия способна возвращать словам их исконное звучание, наполнять их новым смыслом.
«Стертое слово» – это слово, утратившее свою яркость и выразительность из-за частого употребления. Оно стало привычным, шаблонным и не вызывает эмоционального отклика.
Аргументы автора:
Фонетическая выразительность – в поэзии слово восстанавливает свою звуковую силу, его легче сделать выразительным в стихах, чем в обычной речи.
Ритм и мелодичность – даже стертое слово, помещённое в ритмический строй стиха, начинает звучать по-новому.
Аллитерация – поэзия богата аллитерацией, что усиливает звучание слов, делает их выразительными и гармоничными.
Какие средства языка (лексические, морфологические и синтаксические) наиболее характерны для рассуждения?
В рассуждении используются различные средства языка, которые помогают автору логично излагать и доказывать свою мысль.
1. Лексические средства:
Абстрактная и научная лексика – используется для объяснения явлений («поэзия возвращает слову девственную свежесть», «стертое слово», «аллитерация»).
Слова логической связи – указывают на причинно-следственные связи («потому что», «поэтому», «во-первых», «во-вторых», «и наконец»).
Оценочная лексика – подчёркивает авторскую позицию («удивительное свойство», «значительно легче», «драгоценное качество»).
2. Морфологические средства:
Глаголы рассуждения – указывают на процесс размышления («предполагать», «объяснить», «возвращает», «начинает»).
Модальные слова – выражают степень уверенности автора («я не знаю», «предполагаю»).
Отглагольные существительные – обозначают процессы и явления («поэзия», «аллитерация», «звучание»).
3. Синтаксические средства:
Сложноподчинённые предложения – помогают выражать логические связи между частями текста («Поэзия обладает удивительным свойством, потому что она возвращает слову его первоначальную свежесть»).
Вводные конструкции – передают отношение автора к сказанному («Чем это объяснить, я не знаю», «Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее»).
Перечисления и градация – подчёркивают развитие мысли («во-первых, во-вторых, и наконец...»).
Что такое аллитерация? Приведите примеры аллитерации.
Аллитерация – это повторение одинаковых или похожих согласных звуков в художественном тексте (чаще всего в поэзии) с целью создания звуковой выразительности, музыкальности, ритма или эмоционального эффекта.
Примеры аллитерации:
1. «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой...» (А. С. Пушкин) – повторение звука «п» создаёт плавность, а «ш» передаёт шипение.
2. «Гремит гроза, как громовые громады» – повторение звука «г» передаёт тяжесть и мощь грозы.
3. «Вьюга злится, вьюга плачет, вьюга воет за окном...» (А. С. Пушкин) – повторение «в» и «у» создаёт ощущение завывания метели.
Запишите текст под диктовку с попутным комментированием некоторых орфограмм и пунктограмм (по выбору учителя и по просьбе учащихся).
Орфограммы
1) Безударные гласные в корне слова: поэзия, обладает, удивительным, возвращает, первоначальную, выговоренные, слова, потерявшие, живущие, словесная, скорлупа, начинают, сверкать, звенеть, благоухать.
2) Окончания глаголов І и ІІ спряжения: оживает, действуют, обладает, возвращает, начинают.
3) Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях: поставленное, драгоценных, девственную, выговоренные, подлинной.
Популярные решебники 10-11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением