Упр.63 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
63. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева. Вспомните заглавие этого стихотворения. Выражает ли заглавие тему текста? Какими ещё средствами выражена тема стихотворения?
Люблю1 грозу (в) начале мая
Когда весенний первый гром
Как (бы) резвяся и играя1
Грохоч..т в небе голубом.
Гремятра..каты молодые
Вот дождик брызнул пыль летит
П..висли перлы дождевые
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток пр..ворный
В лесу (не) молкнет птичий гам
И гам лесной и шум нагорный —
Всё1 вторит весело громам.
Ты скажешь ветре(н, нн)ая Геба
Кормя Зевесова орла
Громокипящий кубок с неба
Смеясь на землю пр.лила.
Название стихотворения: Весенняя гроза.
Название стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» точно отражает его основную тему — описание весенней грозы. Поэт изображает это природное явление как символ обновления и радостных перемен.
Тема стихотворения раскрывается через динамичные образы природы:
• Звуковые образы: «гремят раскаты молодые», «птичий гам» — передают звуковую насыщенность грозы и оживление природы.
• Визуальные образы: «дождевые жемчужины повисли», «солнце золотит нити» — создают яркие картины дождя и солнечного света.
• Мифологические образы: упоминание Гебы, богини юности, которая «громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила», придаёт грозе одухотворённость и божественное начало.
Таким образом, через заглавие и художественные средства Тютчев передаёт красоту и обновляющую силу весенней грозы.
Спишите стихотворение, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Вставьте пропущенные буквы.
Люблю грозу в начале (предлог + сущ.) мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы (частица) резвяся и играя,
Грохочет (І спр.) в небе голубом.
[], (когда…).
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли (неизменяемая) перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
[], [], [], [], и [].
С горы бежит поток проворный (запомнить),
В лесу не молкнет (НЕ с глаголом раздельно) птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
[], [], [].
Ты скажешь: ветреная (исключение) Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила (неизменяемая приставка).
[]: [].
Произведите анализ текста. (Определите тему текста, тип речи и стиль.) Особое внимание обратите на средства создания звуковой картины. Какой согласный слышен громче всех? Сколько раз он употребляется? С какой целью? Какими словами создаётся радостная картина весенней грозы?
Начертите схемы всех предложений.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
1. Тема, тип речи и стиль
• Тема: стихотворение посвящено изображению весенней грозы как радостного, живого природного явления, наполненного движением и звуками.
• Тип речи: описание (изображается явление природы в динамике).
• Стиль: художественный, так как используются изобразительно-выразительные средства для создания яркой картины грозы.
2. Средства создания звуковой картины
Поэт передаёт звуковую насыщенность грозы с помощью:
• Звукоподражания: «грохочет», «раскаты грома», «птичий гам», «шум нагорный», «всё вторит громам». Эти слова передают гул, раскаты грома, звуки дождя и оживлённой природы.
• Ономатопея: слово «грохочет» передаёт раскаты грома, «брызнул» — всплески дождя.
• Аллитерации: повтор согласных звуков создаёт эффект звучащей грозы.
Согласный «р» наиболее выделяется в стихотворении.
Звук «р» встречается многократно: «гроза», «грохочет», «гремит», «раскаты», «жемчужины», «проворный», «нагорный», «Громокипящий».
• Этот звук передаёт раскаты грома, создаёт эффект гулкого и мощного природного явления.
Радостная картина весенней грозы создается:
• Положительные эпитеты: «голубое небо», «первый весенний гром», «молодые раскаты», «быстрый поток», «золотит солнце».
• Динамичные глаголы: «грохочет», «гремит», «брызнул», «бежит», «смеясь пролила» — они передают движение и энергию грозы.
• Образы радости и веселья: «всё вторит весело громам», «как бы резвясь и играя», «смех» богини Гебы, проливающей дождь.
Стихотворение передаёт восторг перед весенней грозой, её живость, динамику и радость. Тютчев использует выразительные звуковые средства, особенно аллитерацию на «р», создавая эффект раскатов грома, и живописные эпитеты, подчёркивающие красоту природы после дождя.
Популярные решебники 10-11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением