Параграф 4 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 5 класс (Биология)

Изображение 4. Увеличительные приборыВопросы и задания1. Что является главной частью любого увеличительного прибора?Главной частью любого увеличительного прибора являются...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 5 класс, Просвещение:
4. Увеличительные приборы
Вопросы и задания
1. Что является главной частью любого увеличительного прибора?
Главной частью любого увеличительного прибора являются увеличительные стёкла – линзы.
2. В чём отличие штативной лупы от ручной?
В штативной лупе два увеличительных стекла, которые крепятся к штативу, а в ручной лупе одно увеличительное стекло и оно вставлено в оправу. В штативной лупе также имеется предметный столик с отверстием и зеркало, которые тоже крепятся к штативу.
3. Опишите, как устроен световой микроскоп. Каково значение каждой из его частей?
Световой микроскоп состоит из зрительной трубки, окуляра, регулировочного винта, объектива, штатива, зеркала и предметного столика.
В зрительную трубку, или тубус, микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. На нижнем конце тубуса помещаются объективы с разной степенью увеличения. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также регулировочный винт, предметный столик, в центре которого имеется отверстие, под ним находится зеркало. Вращением регулировочного винта добиваются чёткого изображения. На предметном столике закрепляется изучаемый объект. С помощью зеркала направляют свет и получают наилучшее освещение рассматриваемого объекта.
4. В чём заключаются правила работы со световым микроскопом?
Правила работы со световым микроскопом:
1) Стёкла окуляра и объектива необходимо протирать только специальными салфетками.
2) Хранить микроскоп в футляре.
3) Переносить микроскоп всегда двумя руками, одну подкладывая под основание, другой держась за ручку штатива.
4) Работать с микроскопом сидя.
5) Микроскоп устанавливать ручкой штатива к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Во время работы микроскоп не двигать.
6) Вращать зеркальце и глядеть в окуляр, добиваясь таким образом полного освещения поля зрения.
7) Стекло с изучаемым микрообъектом необходимо класть на предметный столик и закреплять зажимами.
8) Сбоку глядя на предметный столик, вращать регулировочный винт до опускания объектива на 5-7 мм от стекла с изучаемым объектом.
9) Глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимать зрительную трубку, добиваясь наиболее чёткого изображения объекта.
10) По окончании работы вращением винта приподнять зрительную трубку, вынуть стекло с изучаемым микрообъектом.
11) До упора опустить зрительную трубку. Убрать микроскоп в футляр.
5. Расскажите об устройстве электронного микроскопа. Во сколько раз он увеличивает изображение объекта?
Устройство электронного микроскопа аналогично устройству светового микроскопа. Отличие заключено лишь в том, что оптические элементы замещены подобными им электрическими.
Увеличение объекта в электронных микроскопах происходит за счёт процесса преломления пучка света, проходящего сквозь исследуемый объект. Под различными углами лучи попадают в плоскость объективной линзы, где и происходит первое увеличение образца. Далее электроны проходят путь к промежуточной линзе. В ней происходит плавное изменение увеличения размеров объекта. Конечную картинку исследуемого материала дает проекционная линза. От нее изображение попадает на флуоресцентный экран.
Электронный микроскоп увеличивает объект в 1-2 млн раз.
6. Какие объекты удобнее рассматривать с помощью ручной лупы; штативной лупы; светового микроскопа; электронного микроскопа?
Ручная лупа предназначена для первичного осмотра мелких предметов – насекомых, червей.
Штативная лупа предназначена для более детального рассмотрения мелких объектов.
Световой микроскоп предназначен для рассмотрения клеточного строения того или иного микропрепарата (срез листа, ротовой аппарат насекомого), однако ввиду недостаточного увеличения под ним не всегда можно разглядеть мелкие клетки.
Электронный микроскоп дает максимально мощное увеличение, позволяя рассмотреть даже самые мелкие клетки.
7. Подготовьте сообщение об истории открытий увеличительных приборов.
В 1890 году Г. Шлиман при раскопках Трои обнаружил плосковыпуклую линзу. Ее диаметр – 55 мм, а фокусное расстояние – около 150 мм. Она была изготовлена из горного хрусталя за 2,5 тыс. лет до н. э. Примерно в 600-400 гг. до н. э. начали изготавливать стеклянные линзы. Они были обнаружены в Саргоне. В Швеции в 1877 г. была найдена двойная линза диаметром 5 см, выпуклая с обеих сторон.
Роджер Бэкон (годы жизни – 1214-1294 гг.) был выпускником Оксфордского университета, прославился как видный мыслитель и ученый. Линзы, согласно его труду, использовались для увеличения изображения, Бэкону удалось правильно описать их действие.
Примерно через 300 лет после смерти Бэкона Галилео Галилей, известный ученый из Италии, создал двухкомпонентную зрительную трубу. Практически "сверстником" такой зрительной трубы является микроскоп. Принято считать, что он обязан своим появлением Галилею. Галилео раздвинул зрительную трубу и заметил, что мелкие предметы в таком состоянии можно хорошо увеличить. Д. Вивиани подтверждает, что микроскоп изобрел именно Галилей. Важным для науки событием в 1625 году было первое употребление термина «микроскоп» Фабером, членом римской Академии, по отношению к сделанному Галилеем изобретению.
К. Дребель и Алькмар, голландские ученые, сконструировали прибор, который состоял из двух выпуклых линз. Благодаря этому изображение предмета, который рассматривался под ним, было представлено в перевернутом виде. Этот сложный микроскоп, имевший двояко- или плосковыпуклый окуляр, а также двояковыпуклый объектив, считается предшественником сложных микроскопов более позднего времени.
Итальянец Торе примерно в 1660 году изготовил шарообразные лупы из застывших капель стекла. Созданные итальянцем лупы позволили увеличивать предметы в полторы тысячи раз.
Роберт Гук, английский учёный, усовершенствовал увеличительные приборы, в 1665 году ему удалось впервые увидеть клетки на срезе пробки.
Заметный вклад в историю развития увеличительных приборов внес А. В. Левенгук, голландец (1632-1723 гг.). Он самостоятельно сконструировал и использовал в исследованиях простые микроскопы, способные увеличивать до трехсот крат. Именно Левенгук первым составил описание микроскопических организмов (включая и одноклеточных бактерий), опираясь на свои наблюдения.
Перспективные русские ученые, работой которых руководил М. В. Ломоносов, стали применять в биологических исследованиях купленные Петром I микроскопы. А впоследствии они активно участвовали в их усовершенствовании.
Открытие увеличительных приборов продолжилось в 1747 году. Именно тогда Л. Эйлер, член Академии наук Петербурга (1707-1783 гг.), предложил использовать для микроскопа ахроматический объектив. Новый микроскоп, уже ахроматический, был выпущен в 1802 году.
В 1931 году Рендербург изобрел первый просвечивающий электронный микроскоп.
С 2000-х годов компьютеризация упростила получение уменьшенных изображений, уже в цифровом виде.
В 2006 году немецкими учеными М. Босси и Ш. Хелль был изобретен наноскоп, который позволяет увидеть самые маленькие частицы.
Изобретение микроскопа позволило сделать множество великих открытий в области биологии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением