Параграф 4 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)

Изображение § 4. Рыночные отношения в экономикеРынок — благо или зло? Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:
§ 4. Рыночные отношения в экономике
Рынок — благо или зло?
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Что делает «невидимая рука» рынка в экономике?
«Невидимая рука» рынка в экономике регулирует спрос и предложения. Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Закон предложения характеризует функциональную зависимость предложения от цены. Чем выше цена, тем в большей мерс растёт предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот, чем выше предложение, тем ниже цена.
1. Какие положения основного текста параграфа совпадают с идеями документа?
Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, она прокладывает дорогу всему новому и прогрессивному. Во-вторых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.
В условиях развитого рынка конкуренция имеет более широкие экономические и социальные последствия. Одно из них — образование монополий. По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.
2. Что такое свобода выбора?
Свобода выбора – это способность человека самостоятельно выбирать товары и услуги ориентируясь на их цену, качество и иные характеристики.
Что способно его возместить?
Его способна заменить принудительная стандартизация и запрет достигать разнообразия в некоторых областях.
3. В чём состоят гарантии будущего прогресса?
Заплатив сегодня высокую цену за свободу выбора, мы создаём гарантии завтрашнего прогресса, в том числе материального, который находится в прямой зависимости от разнообразия, ибо никто не знает, какая линия развития может оказаться перспективной.
4. От чего зависит материальный прогресс общества?
Материальный прогресс общества находится в прямой зависимости от разнообразия, ибо никто не знает, какая линия развития может оказаться перспективной.
5. Можно ли получать преимущества путём принуждения?
Преимущества можно получать путем принуждения. Нельзя отрицать возможности путём принудительной стандартизации или запрета разнообразия достигать в некоторых областях изобилия, способного возместить отсутствие выбора... В таких ситуациях приходится выбирать — получать ли преимущества путём принуждения или отказываться от них.
6. В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность? Почему?
Наибольшую эффективность рыночные отношения показывают в сферах услуг, а также в сфере торговли. Эти сфера наглядно показывают законы работы рынка и его изменения, а также способы воздействия на рынок и потребителя для получения наибольшей прибыли.
1. Каковы условия возникновения рынка?
Условиями возникновения рынка являются:
• общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;
• множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;
• регулярность обмена.
2. Чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной)?
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
В плановой экономике нет места частной собственности и свободному обращению товаров.
3. Перечислите основные признаки свободного рынка.
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
4. Что такое экономический цикл и каковы его фазы?
Экономический цикл — волнообразные изменения уровней деловой активности, представленные в виде четырёхфазной круговой последовательности взаимосвязанных явлений. Экономические циклы имеют четыре фазы: подъём, рецессия, депрессия и оживление, а также три общие точки: расцвет (высшая точка верхней «полуволны»), кризис (низшая точка нижней «полуволны») и точка перегиба верхней и нижней «полуволн».
5. Какова структура и инфраструктура рынка?
Внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов называют структурой рынка. Выделяют следующие критерии для классификации структуры рынка: по объектам рыночных отношений (сырьё, ценные бумаги); по субъектам рынка (продавцы, покупатели); по географическому положению (местный, национальный, мировой); по характеру продаж (оптовый, розничный); по соответствию действующему законодательству (легальный, нелегальный).
Современный рынок капитала формируется как рынок обращения финансовых активов (денежных средств, акций, облигаций, депозитов, прочих ценных бумаг) и подразделяется на биржевой, внебиржевой, розничный и оптовый рынки.
Кредитный рынок — это финансовый рынок, на котором происходит покупка и продажа денежных средств и финансовых инструментов (акций, облигаций, производных инструментов) между покупателями (заёмщиками) и продавцами (кредиторами).
6. В чём состоят особенности фондового рынка?
Фондовый рынок — это система отношений между владельцами капитала (инвесторами) и людьми или структурами, желающими этот капитал использовать, в которой применяются различные инструменты фондового рынка, в том числе ценные бумаги (поэтому есть и другое название фондового рынка — рынок ценных бумаг). Вкладывая деньги в различные инструменты фондового рынка, инвестор рискует потерять часть своих инвестиций, однако он готов пойти на этот риск, чтобы получить прибыль, заметно превышающую прибыль по банковскому депозиту.
7. Какую роль в рыночной экономике играет конкуренция?
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — это закон всякого товарного хозяйства. Используются следующие классификации конкуренции. В зависимости от состояния рынка: а) свободная, б) чистая, в) совершенная и г) несовершенная конкуренция. С учётом методов состязательности: а) ценовая и б) неценовая конкуренция.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка и быть свободной или монополистической.
8. Что такое олигополия?
Олигополия (от грсч. oligos — немногий, малочисленный и poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции. Олигополия — это конкуренция между немногими.
9. Чем характеризуется современный рынок?
Жизнеспособность и более высокая экономическая эффективность рыночных систем, демонстрируемая передовыми странами мира, предопределили выбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики — социально ориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства.
Трудности перехода усугубляются теми негативными явлениями, которые ранее носили скрытый характер и накапливались десятилетиями, а ныне обнаружились во всей полноте. Только постоянный экономический рост позволит решить социальные и политические проблемы нашей страны.
Требуется своевременно внедрять новые технологии разведки, добычи и переработки природных ресурсов.
Общенациональная задача России — это победа над бедностью. Средний класс должен составлять значительную часть населения России, обеспечивая устойчивость и жизнеспособность общества. Рост среднего класса будет способствовать расширению внутреннего рынка, обеспечению устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги.
1. Какую эволюцию прошли конкуренция и монополия в странах Запада и какие уроки этих процессов полезно учесть в нашей экономике?
В странах Запада в XIX веке существовали монополии. Монополистами на американском рынке были британцы, они же были монополистами в Индии (Ост-Индская компания). Монополии владели огромными богатствами и контролировали торговлю целых регионов. Основной чертой экономического развития капиталистических стран в конце XIX в. был постепенный переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к монополистическому. Этот переход явился необходимым итогом всего развития экономики капитализма и подъема его производительных сил. За этот период были достигнуты определённые успехи в экономике. На рубеже веков правительства разных стран стали ограничивать монополии. Это привело к повышению эффективности производства и экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция необходима для развития экономики.
2. А. Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах». Объясните, как осуществляется взаимовыгодный обмен в условиях рынка.
Взаимовыгодный обмен в условиях рынка осуществляется путем удовлетворения потребностей всех его участников. С точки зрения потребителя, это удовлетворение различных его потребностей (например, потребность в одежде). С точки зрения производителя, это потребность в прибыли, в деньгах.
3. Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей и монополия в определённой отрасли?
Конкуренция товаропроизводителей благоприятно отражается на потребителях. Они имеют больше выбора, товары разнообразные, отличаются по качеству и цене. В условиях монополии потребитель имеет доступ только к одному виду товара по одной цене, возможно невыгодной для потребителя.
4. Дайте характеристику современных видов конкуренции.
Совершенная конкуренция представляет идеальный рынок. В секторе торговли работает огромное число компаний. Новые предприятия могут свободно заходить на рынок. Продукт при совершенной конкуренции отвечает стандартам. Повлиять на цену своей продукции производитель не может, как и на вхождение на рынок нового игрока.
В монополистической конкуренции предприятия создают каждый свой товар. Например, одна швейная фабрика выпускает только военную форму, вторая – пальто, третья – костюмы. Войти на рынок может любой продавец без преград. Отличие в монополизме на товар. Прибыль растет за счет продвижения бренда.
При олигополии войти на рынок трудно. В секторе трудится несколько продавцов. Например, чтобы быть успешным в области генной инженерии, одного образования недостаточно. Компания должна обладать научной базой, выдающимися специалистами, патентами на разработки, специализированной маркетинговой стратегией, серьезной финансовой поддержкой.
Внедрить и зарабатывать на подобных разработках способны не все, поэтому редкие счастливчики становятся маститыми игроками и могут корректировать ценообразование в кулуарах.
Абсолютная монополия работает при одном игроке. Вход в отрасль остальным недоступен. Пример монополиста – ОАО «РЖД», АО «Алроса».
5. На основе содержания параграфа и других источников информации определите, какие меры используются нашим государством для поддержки экономической конкуренции.
На законодательном уровне рыночное соперничество регулируется ФЗ «О защите конкуренции». Закон объединил законодательный акт РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
За антимонопольную повестку в России ратует Федеральная антимонопольная служба. Также Конституция РФ не допускает складывание монополии и недобросовестных методов на рынке.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением