Упр.4 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 4. 1) Прочитайте фрагменты текстов, найдите в них слова-историзмы и определите их значения. При затруднениях обращайтесь к толковым и этимологическим словарям.1) Я...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
4. 1) Прочитайте фрагменты текстов, найдите в них слова-историзмы и определите их значения. При затруднениях обращайтесь к толковым и этимологическим словарям.
1) Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшей силою. ...Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её {А. Пушкин). 2) Лишь один из них, из опричников, / Удалой боец, буйный молодец, / В золотом ковше не мочил усов (М. Лермонтов). 3) Сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком у какого-то барина (Н. Гоголь). 4) Это был высокий, сильный, мужественный человек. Бывший революционный студент, красноармеец и нэпман. Впоследствии — административный работник (С. Довлатов). 5) Отцу и матери, выезжавшим со своими студентами, выписывали трудодни и как работникам, и как бригадирам (плюс один трудодень) (А. Чудаков). 6) «Расскажи, Натка, интересное», — обиженно попросил октябрёнок Карасиков (Л. Гайдар).
Кибитка – крытая дорожная повозка.
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.
Крепостной – крестьянин, выходец из крестьян, принадлежащий помещику на основе права, действующего при таком общественном строе.
Красноармеец – боец Красной Армии.
Нэпман – частный предприниматель, торговец периода нэпа.
Трудодни – единица учёта труда в колхозах, определявшая долю колхозника в доходах.
Октябрёнок – младший школьник, член добровольного объединения при пионерской дружине школы, готовящийся к вступлению в пионерскую организацию.

2) Расскажите, какие исторические факты отразились в значениях слов-историзмов.
Создание Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии.
Крепостное право в России, существовавшее с XI века и отменённое в 1861 году.
Создание Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в 1918 году.
Новая экономическая политика 1921–1928 годов.
Развитие колхозов в СССР.
Создание младшей ветви детского коммунистического движения – октябрятской организации.

3) Объясните, почему найденные вами слова относятся к безэквивалентной лексике.
Эти слова относятся к безэквивалентной лексике, потому что отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением