Упр.354 ГДЗ Бархударов 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2020)
Решение #3 (Учебник 2020)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов, Крючков, Максимов 8 класс, Просвещение:
Объяснительный диктант. Сформулируйте главную мысль текста. Озаглавьте его. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст, мотивируйте свой ответ. Запишите текст под диктовку. Устно объясните расстановку знаков препинания. При самопроверке составьте схемы предложений с однородными членами.
Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814 год. Инициаторами создания академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев. Целью создания академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппарата. Обучение в академии должно было быть бесплатным, ученики — обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя — пенсиями. <...>
Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, — риторики, диалектики, богословия, физики. <...>
Социальный состав учащихся был пёстрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати. Этим академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. <...>
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII—XVIII веков: учёный-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Фёдор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Пётр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий
Баженов и другие.
(Л. Пушкарёв. «Славяно-греко-латинская академия»)
Главная мысль текста: Славяно-греко-латинская академия была первым высшим учебным заведением в России, которое сыграло важную роль в подготовке образованных людей и выпуске многих выдающихся деятелей культуры и науки.
Заголовок: Славяно-греко-латинская академия: первое высшее учебное заведение в России
Функциональная разновидность языка: Текст соединяет в себе элементы научного и публицистического стилей; от научного стиля – обилие терминов, специальной лексики, от публицистического – доступность изложения; логичность, последовательность свойственны и тому, и другому стилю.
Мотивация определения функциональной разновидности языка: Текст содержит исторические и культурные факты, представленные в доступной форме для широкой аудитории. Он описывает важные события и фигуры, связанные с Славяно-греко-латинской академией, используя при этом научную терминологию и фактические данные, что характерно для научно-популярного стиля.
Славяно-греко-латинская академия - (подлежащее и сказуемое выражены сущ. в форме И. п.) первое высшее учебное заведение в России, (запятая стоит, поскольку причастный оборот стоит после определяемого слова) существовавшее в Москве с 1687 по 1814 год. Инициаторами создания академии были педагог, (запятая ставится между однородными подлежащими) просветитель и поэт Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев. Целью создания академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппарата. Обучение в академии должно было быть бесплатным, (запятая отделяет друг от друга простые предложения в составе сложного) ученики - (тире ставится, так как пропущено сказуемое) обеспечиваться стипендиями, (запятая между частями сложного предложения) а престарелые учителя - (тире ставится, так как пропущено сказуемое) пенсиями. <...>
Академический курс начинался с подготовительного класса, (запятая между частями сложного предложения) который назывался "русской школой". После него ученики переходили в "школу греческого книжнего писания", (запятая ставится между однородными сказуемыми) изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, (запятая ставится между однородными сказуемыми) затем приступали к изучению иных предметов, (причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми) соответствующих высшей ступени обучения, - (тире ставится после обобщающего слова) риторики, диалектики, богословия, (запятые стоят между однородными членами предложения) физики. <...>
Социальный состав учащихся был пёстрым: (двоеточие стоит между частями сложного предложения) сын конюха, (запятые стоят между однородными членами предложения) купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высокого ранга и даже с сыновьями столичной знати. Этим академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, (причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми) придерживавшихся сословного принципа обучения. <...>
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII - XVIII веков: (двоеточие стоит после обобщающего слова) учёный-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Фёдор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и другие. (Запятые в данном предложении стоят между однородными членами предложения).
Инициаторами создания академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев.
После него ученики переходили в "школу греческого книжнего писания", изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, - риторики, диалектики, богословия, физики.
Социальный состав учащихся был пёстрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высокого ранга и даже с сыновьями столичной знати.
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII - XVIII веков: учёный-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников Фёдор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и другие.
Необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные — необособленными. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите, как при этом меняются интонация и смысл предложений. Прочитайте данные и составленные предложения. Расскажите о значении и образовании причастий.
1) Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется ни много километров. 2) (Не)тающий даже в самое жаркое лето снег покрывает вершины гор. 3) Среди нагромождённых друг на друга каменных глыб трудно найти дорогу. 4) (Высоко)горные луга, покрытые яркими пятнами цветов, отчётливо выделяются на фоне (тёмно)зелёного леса. 5) Ниже виднеется весь залиты и электрическим светом недавно постро..ный город. 6) Холодный и резкий ветер дует с гор в долину. 7) Сосны, низкие и корявые, приспособились выдерживать его порывы.
Интонация меняется в зависимости от расстановки знаков препинания.
Смысл предложений не меняется.
Причастия делятся на действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое совершает сам предмет: бегущий мальчик — признак мальчика по действию бежать, которое совершает сам мальчик.
Страдательные причастия обозначают признак одного предмета по действию, которое совершает другой предмет (т. е. признак предмета, над которым произведено или производится действие): разбитый (мальчиком) стакан — признак стакана по действию разбить, которое совершает мальчик.
И действительные, и страдательные причастия могут быть настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастий нет).
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов –ущ/–ющ (от глаголов I спряжения), и –ащ/–ящ (от глаголов II спряжения).
Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов –ем, –ом (от глаголов I спряжения) и –им (от глаголов II спряжения).
Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением