Упр.267 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1



Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
267. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строчках? 1
1. ...Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой. (А. Пушкин)
2. Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М. Лермонтов)
3. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. (К. Бальмонт)
В поэзии звуковая организация текста играет ключевую роль, создавая так называемую «звуковую живопись» или «звуковую наглядность». Это позволяет не только передать смысл, но и вызвать у читателя определённые слуховые и визуальные образы. Рассмотрим, какие звуки создают звуковую наглядность в приведённых строках.
1. А. Пушкин
...Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
В этих строках Пушкин использует аллитерацию на звуки «г» и «р» («грома грохотанье», «тяжело-звонкое скаканье»). Повторение этих твёрдых согласных передаёт ощущение тяжёлого, ритмичного стука копыт по мостовой, усиливая динамику и напряжение сцены.
2. М. Лермонтов
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Лермонтов использует мягкие согласные «л» и «н» («плыла», «голубой», «луной», «доплеснуть», «волны»), а также шипящие звуки «с» и «ш» («старалась», «доплеснуть», «серебристую», «волны»). Эти звуковые повторы создают ощущение плавности и тихого плеска воды, передавая спокойствие ночной реки и движения русалки.
3. К. Бальмонт
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Бальмонт мастерски использует шипящие звуки «ш» и «щ» («чуть слышно», «бесшумно», «шуршат», «камыши»), создавая эффект шороха камышей в ночной тишине. Эти звуки передают атмосферу таинственности и покоя болотной местности.
Таким образом, в каждом из приведённых примеров поэты используют звуковые средства — аллитерацию и ассонанс — для создания ярких слуховых образов, усиливающих эмоциональное восприятие описываемых сцен.
Популярные решебники 10-11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением