Параграф 26 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $26. КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА ЗЛАКИ, ЛИЛЕЙНЫЕДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙПроверь свои знания1. Какие признаки характерны для злаков?У большинства злаков...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$26. КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА ЗЛАКИ, ЛИЛЕЙНЫЕ
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Какие признаки характерны для злаков?
У большинства злаков стебель внутри полый, т.е. представляет собой соломину. У кукурузы, сахарного тростника стебель заполнен рыхлой тканью. У основания листа имеется влагалище, охватывающее стебель. Оно защищает делящиеся клетки, находящиеся в основании междоузлий. Листья длинные, узкие, жилкование параллельное, листорасположение очерёдное. Мелкие цветки, обоеполые, обычно состоят из двух цветочных чешуй, двух цветочных плёнок, трёх тычинок, одного пестика. Формула цветка: *О(2)+2Т3П1. Цветки собраны в простые соцветия колос, которые могут образовывать сложные соцветия: метёлку, сложный колос. Большинство злаков — ветроопыляемые растения. Плод — зерновка.
2. Каковы особенности строения злаков?
У злаков стебель растёт за счёт деления клеток образовательной ткани, расположенной в узлах. У них наблюдается вставочный рост. Листья влагалищные, стебель – полый или заполнен рыхлой тканью.
3. Какие признаки характерны для лилейных растений?
Лилейные в основном травянистые растения. Листья лилейные или ланцетные, с параллельным или дуговым жилкованием. Многие имеют запасающие подземные органы: луковицы, корневища. Цветы обоеполые, с простым околоцветником. Лепестки могут срастаться (ландыш) или располагаться в два круга. Пестик один, тычинок шесть, располагаются по три в два круга. Формула цветка: *О3+3Т3+3П1 или О(6)Т3+3П1. Цветы одиночные или собраны в соцветия: метёлку, зонтик, колос. Плоды: коробочка, ягода.
4. Какие культурные растения относятся к злакам и лилейным?
К культурным растениям семейства Злаки относятся пшеница, кукуруза, рис, овёс, просо; из Лилейных – лук, чеснок.
5. Какие плоды характерны для лилейных?
Для лилейных характерны плоды коробочка (тюльпан, лилия) и ягода (ландыш).
Выполни задания
1. Сравните строение цветков злаков и лилейных.
И у злаков, и у лилейных цветки обоеполые, имеют 1 пестик.
У злаков цветок обычно состоит из двух цветочных чешуй, двух цветочных плёнок, трёх тычинок, одного пестика. Цветки собраны в простые соцветия колос, которые могут образовывать сложные соцветия: метёлку, сложный колос. А у лилейных лепестки могут срастаться или располагаться в два круга. Пестик один, тычинок шесть, располагаются по три в два круга. Цветы могут быть не только собраны в соцветия (метёлка, зонтик, колос), но и одиночными.
2. Составьте подробный план параграфа.
1) Строение злаковых растений
2) Представители семейства Злаки
3) Пшеница обыкновенная
4) Плёнчатые пшеницы
5) Особенности строения пшеницы
6) Строение растений семейства Лилейные
7) Плоды лилейных
3. Подготовьте сообщение о хлебных злаках.
Хлебные злаки – самая важная группа возделываемых растений. Зерно является не только продуктом питания для человека и сельскохозяйственных животных, но и служит сырьем для многочисленных отраслей промышленности.
В своем составе зерно хлебных злаков содержит: углеводы; белки; ферменты; витамины РР, группы В (В1, В2, В6), провитамин А.
Пшеница
При словосочетании «хлебные злаки» на ум сразу приходит пшеница. Ее выращивают на всех континентах (кроме Антарктиды). Под ее посевами занято почти 140 миллионов гектаров плодородной земли. Современная селекция предоставляет возможность культивировать более 4000 сортов. В степях можно встретить 20 видов дикорастущей пшеницы. Родиной культуры является юго-запад Азии: Палестина, Месопотамия, Иордания, Сирия.
Зерно используют на муку, крупяные и макаронные изделия. Перечислить все изделия, которые можно приготовить из переработанного зерна пшеницы, просто невозможно. Их разнообразие впечатляет.
Просо
Просо хоть и относится к категории «хлебные злаки», но не используется для выпечки хлеба. Зерно идет на крупу. Родиной этого злака являются Китай и Монголия.
В просе высокое содержание белка (больше только в пшенице). Просяное зернышко самое мелкое и твердое среди злаковых. Наружную кремниевую оболочку при обработке зерна удаляют (она не переваривается в желудке человека). После этого крупа прекрасно разваривается и отлично усваивается.
Представляет ценность и как кормовая культура. Просо широко используется в животноводстве, особенно в птицеводческой отрасли.
Насчитывается до 500 видов этого злака. Просо отлично переносит засуху как почвенную, так и воздушную.
Сорго
Хлебный злак сорго родом из Африки. Его дикий предок потерялся в прошлых веках, о нем ничего доподлинно не известно. В тропических странах сорго – важная хлебная культура. Стойкость к засухе (его иногда называют верблюдом в растительном мире) и высокая урожайность ставят его вне конкуренции для возделывания в засушливых районах земли. Особенностью культуры является то, что при уборке на зерно стебли и листья сохраняют сочную зелень. Это дает возможность использовать сорго для кормления скота в виде силоса или зеленой массы.
Из него готовят каши, как из обычных круп. Муку используют для выпечки хлеба, блинов и других мучных блюд.
Рожь
По сравнению с пшеницей рожь считается более молодой хлебной культурой. Изначально рожь выступала в культурных посевах пшеницы как сорняк. В суровых условиях севера и горной местности пшеница давала плохой урожай и погибала. Рожь, напротив, прекрасно переносила суровые условия. Со временем она видоизменилась в культурный хлебный злак.
Неприхотливая культура может расти на бедных почвах. Особенностью ржи является ее способность прекрасно расти в условиях высокогорья. В Альпах рожь встречается даже на высоте 2000 метров.
Из муки этого злака можно испечь не только хлеб, но и вкусную выпечку, главное, чтобы мука была хорошего качества. Относительно дешевая в производстве культура используется и для кормления сельскохозяйственных животных.
Кукуруза
Кукуруза, или маис, – однолетний хлебный злак. Родина этого удивительного растения Южная и Центральная Америка.
Кукуруза выделяется на фоне всех известных хлебных злаков своим гигантским ростом. Сорт «лошадиный зуб» может вырастать до 5 метров. Самые большие урожаи собирают на родине кукурузы. Мягкий теплый климат и обильные осадки как нельзя лучше подходят для ее возделывания.
Современная селекция предлагает зерновые и кормовые сорта.
Рис
Предположительно родиной риса является Индия. Там его возделывают на протяжении многих тысячелетий.
Возделывают рис в странах с тропическим климатом. Для этого требуется особенная технология. Главное для культуры – обильный полив и тепло. Вода играет важнейшую роль – ведь само выращивание происходит на полях, залитых водой.
Ячмень
Наряду с пшеницей ячмень — старейший злак на планете. Упоминание о нем находили в разных культурах народов Европы, Средней и Западной Азии, в Египте.
Как и пшеница, он представлен на всех континентах планеты. Растение возделывают в тропических областях и в северных районах.
Ячмень требователен к почвам. Кислые и песчаные участки не годятся для его выращивания. Слишком влажные или заболоченные участки несут риск вымерзания культуры. Вообще же качество самого зерна во многом зависит от обработки плодородного слоя. В настоящее время известно около 30 видов растения.
Овес
Предполагают, что впервые овес стали культивировать в Европе. Дикорастущая культура очень чувствительна к холоду, поэтому ученые считают, что она не может быть прямым предком современного овса.
Сегодня насчитывается около 25 видов овса. Это очень полезный для здоровья человека продукт питания. Небольшое содержание жира в зерне способствует разгрузке холестеринового обмена. Это обеспечивает защиту сердца и кровеносной системы, предотвращает атеросклероз. В сельском хозяйстве зерно используют в чистом виде для кормления разных видов животных или в качестве компонента в кормовых смесях.
4. Выясните, какие сорта злаков выращивают в вашей местности.
В нашем регионе из числа злаков выращивают пшеницу (яровую, озимую), ячмень, овес, рожь, кукурузу.
Обсуди с товарищами
Почему злаки стали главными хлебными культурами?
Злаки стали главными хлебными культурами, потому что в злаках содержатся важные для человека витамины (углеводы, белки, ферменты, витамины РР, группы В (В1, В2, В6), провитамин А); из большинства злаковых делают муку, которую используют при выпечки хлеба и хлебобулочных изделий.
Выскажи мнение
Почему на цветущих пшеничных полях не вьются насекомые?
На цветущих пшеничных полях не вьются насекомые, потому что все пшеницы — самоопыляющиеся растения, только у некоторых происходит перекрёстное опыление ветром.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Выберите по пять представителей семейств, изученных в параграфе. Составьте формулы цветков к выбранным растениям.
Растения семейства Злаки
Пшеница – *О(2)+2Т3П1
Кукуруза – *О(2)+2Т3П1
Овёс – *О(2)+2Т3П1
Рис – *О(2)+2Т3П1
Ячмень – *О(2)+2Т3П1
Растения семейства Лилейные
Тюльпан – *О3+3Т3+3П1
Лилия – *О3+3Т3+3П1
Лук – *О3+3Т3+3П1
Ландыш – О(6)Т3+3П1
2. Составьте список злаков и лилейных, которые используются в вашей семье. Полученную информацию отобразите в виде таблицы.
Из злаковых в пищу в чистом виде мы употребляем только кукурузу, для приготовления выпечки используем муку (кукурузную, пшеничную, ржаную). Из пшенки (изготавливается из просо), манки (изготавливается из пшеницы), риса варим каши.
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Семейства Злаки, Лилейные
Изучите и опишите предложенное вам растение (живой или гербарный экземпляр) по плану:
1. Внешний вид растения, жизненная форма.
Тюльпан – травянистое луковичное растение бокаловидной формы.
2. Тип корневой системы (укажите особенности внешнего строения корневой системы).
Корневая система мочковатая, состоит из неразветвленных придаточных корней, расположенных на нижней части донца, без корневых волосков.
3. Побег (особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, простой или сложный лист).
Стебель — прямостоячий цилиндрический, высотой от 5 до 100 см. Листья тюльпана — удлинённо-ланцетные, зелёные или сизоватые, с гладкими или волнистыми краями и лёгким восковым налётом. Жилкование дуговое. Листорасположение очерёдное. Лист простой.
4. Цветок или соцветие (определите тип соцветия).
Цветок
5. Строение отдельного цветка (чашечка, венчик, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, их количество). Запишите формулы цветка.
Цветок правильный, обоеполый, околоцветник из шести свободных листочков, расположенных по три в два круга, тычинок шесть, расположенных также по три в два круга, с удлинёнными пыльниками; пестик с верхней трёхгнёздной завязью, коротким столбиком.
6. Плод. Особенности внешнего строения. Тип плода.
Плод – многосемянная коробочка трёхгранной формы, вскрывается створками.
7. Вывод. Класс и семейство, к которым относится изучаемое растение.
Тюльпан относится к семейству Лилейные класса Однодольные.
8. Зарисуйте строение цветка и плода. Подпишите их основные части.
9. Значение в природе и жизни человека.
Тюльпаны, как и все растения, очищают воздух. В основном его используют для украшения помещений. Лишь в китайской медицине они более-менее активно применяются как противогрибковое, антибактериальное и противоопухолевое средство. Используют их и для лечения желудочно-кишечных недугов, проблем с сердцем и сосудами, кожных заболеваний. Масло тюльпана нашло применение в косметологии. С ним делают противовоспалительные и питательные маски для лица. Спиртовую настойку цветов тюльпанов применяют наружно для лечения артритов, подагры, ревматизма.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением